ДраматургиВиктор Астафьев | Феллини не ночевалРоман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004 Сидя на спектакле, все время ждешь, когда же Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Нино Рота начнут мешать режиссеру и хореографу Алле Сигаловой, играющей Кабирию молодой актрисе Александре Урсуляк, маститому композитору Раймонду Паулсу и вообще всему Театру имени Пушкина, поставившему на афишу название «Ночи Кабирии». Ведь глядя на эту афишу, поневоле качаешь головой и цокаешь языком: какая наглость, да как же это они осмелились тягаться с фильмом? А на спектакле вроде ничего. Вот начинается какая-то сцена, и сразу вспоминаешь, а как же это было в фильме. Вздохнешь сладко ой как гениально! и смотришь себе дальше. Фильм живет в памяти сам по себе, спектакль идет сам по себе. Театр ушел очень далеко от кинематографического первоисточника.Уже с первых тактов спектакля из борьбы выбывает Нино Рота. Раймонд Паулс в нынешнем его качестве мелодиста никакой серьезной конкуренции итальянцу составить не может. И вообще Алла Сигалова подложила латышскому мастеру эстрады другого соперника: одна из сцен первого действия идет под «Путников в ночи» Синатры. Выходя из зала в антракте, напеваешь под нос именно ее, а мелодии господина Паулса в одно ухо влетают, а из другого немедленно вылетают. На месте автора «Миллиона алых роз» вообще мог оказаться кто угодно. Потому что важно было для спектакля не столько качество музыки и музыкальная драматургия, сколько жанровый прием герои «Ночей Кабирии» весь спектакль напролет поют. Как поют? Ну, хуже, чем можно было бы потребовать от актеров театра оперетты, но лучше, чем можно было бы ожидать от обычных драматических актеров. Ясно, что музыкальный строй спектакля становится дополнительным отстраняющим фактором как от сценария, так и от фильма Феллини. С другой стороны, музыкальная стихия гораздо ближе хореографу Сигаловой, чем драматическая. Стоит ли говорить, что каждому из персонажей она подарила острый пластический рисунок, а некоторые эпизодические проходы только ради нескольких характерных телодвижений и придуманы. Двигаться героям спектакля предстоит много, и для этого у них достаточно пространства: художник Александр Орлов раздел сценическую коробку Театра Пушкина до неглиже задней стены и установил на подмостках вращающийся наклонный помост-круг, напоминающий цирковую арену. Прочь и от пыльных проселков римских окраин, и с платановой аллеи виа Венето. Действие истории о поруганной доверчивости перенесено в парижский кафешантан туда, где море огней, где горят гирлянды лампочек и где всем заправляет пошловатый конферансье. Но это тоже лишь на первый взгляд. На самом деле перенесено оно еще дальше в вывернутый наизнанку клоунский гротесковый мир. Проституцией, кстати, в спектакле Сигаловой и не пахнет, даром что в ее «Ночах Кабирии» есть целая песенка о том, что бесплатная любовь выдумка скупердяев. Но сама идея торговли плотью плохо сочетается с разноцветными всклокоченными париками и пестрыми арлекинскими костюмами. У главных героев спектакля нарисованные, набеленные лица и повадки не то коверных, не то уличных комедиантов. (Так что если уж вспоминать что-то из наследия Феллини, то прежде всего приходят на ум не «Ночи Кабирии», а «Дорога».) Собственно, и финальное воодушевление героини имеет у Сигаловой иную, чем у Феллини с Мазиной, смысловую окраску. Но прежде надо серьезно похвалить Александру Урсуляк. «Ночи Кабирии» без хорошей Кабирии это еще хуже, чем «Гамлет» с негодным Гамлетом. Большую часть спектакля госпожа Урсуляк точно и талантливо выполняет рисунок роли, что само по себе тоже немало. Иногда она немного похожа на Буратино, только без носа, иногда напоминает затравленного волчонка, сорванца. В ней не видно душевного трепета, но тем самым она лишь повышает ставки своих финальных сцен. Не сыграла бы финал все пошло бы прахом вместе с цирком, Паулсом, танцевальными номерами, фокусником, киноэкраном и прочими атрибутами музыкального шоу. К счастью, актриса справляется. Угловато-жалкая и истерзанная надеждами Кабирия побеждает собственную маску. В общем что там долго описывать: любой человек, знающий на собственном опыте, что означает наконец-то предложить другому всего себя и обмануться, на работу Александры Урсуляк, наверное, откликнется. Героиня Мазины в финале со слезами выходила из темного леса (в прямом и переносном смысле) на дорогу жизни, реальные люди обгоняют ее и увлекают своей простой, обаятельной витальностью. В спектакле Театра имени Пушкина Кабирия возвращается обратно в цирк (в кабаре, в театр, как угодно), к бархатному занавесу, то есть все-таки в мир иллюзий и обманчивой иллюминации. И дабы публика не слишком уж обливалась слезами оптимистического умиления, в спектакле предусмотрен досочиненный бессловесный персонаж блуждающая тенью меж эпизодами женщина с аккордеоном. Кого играет Инна Кара-Моско, трудно сказать,- то ли постаревшую и бросившую танцевать Кабирию, то ли просто прохожую, которой в жизни не осталось ничего, кроме как брести с тяжеленным инструментом неведомо куда. Пресса Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 «Как будто идешь по паутине». Алла Сигалова о профессии режиссера, Наталья Витвицкая, Коммерсантъ, 26.03.2019 Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019 Сто лет за два часа, или Как станцевать “XX век. Бал” в МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 17.03.2019 Алла Сигалова: «Если я делаю глупость, то запредельную!», Андрей Дворецков, Э-Вести, 14.03.2019 Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019 Алла Сигалова рассказала о Константине Эрнсте и его жене, 7 дней, 4.03.2019 Легендарный хореограф и режиссер Алла Сигалова отмечает день рождения, видеосюжет Первого канала, 28.02.2019 Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019 Алла Сигалова: Моя действительность ярче мечтаний!, Анна Владимирова, Труд, 1.02.2019 Алла Сигалова: Во всем мире нас воспринимают как угрозу, Олег Перанов, Собеседник, 25.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019 Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019 Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019 В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019 Алла Сигалова: «Еврейская кровь во мне очень сильна!», Гарри Канаев, Stmegi.com, 2.01.2019 Ленивцы и любовницы: московские театры занялись большими форматами, Влад Васюхин, Известия, 28.12.2018 Константин Эрнст, Алла Сигалова и Ирина Пегова в программе «Вечерний Ургант», Первый канал, 27.12.2018 Бал столетия в Камергерском переулке: спектакль в МХТ им. А. П. Чехова, Андрей Миндовский, Ревизор, 24.12.2018 Women in Power: Алла Сигалова – о новом спектакле «ХХ век. Бал», работе с Владимиром Машковым и вере в чудеса, Арина Яковлева, Post@-Magazine, 24.12.2018 В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 Алла Сигалова о премьере «XX век. Бал»: спектакль не про историю XX века, а про наши ощущения от него, видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 12.12.2018 Эрнст и Сигалова выпустили спектакль в МХТ, 7 дней, 8.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 XX век глазами Эрнста: репрессии, груз-200, оттепель и костюмы Александра Васильева в МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 5.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 Алла Сигалова: «Творчество это неприятно», Анна Позина, Известия, 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 5 декабря в МХТ дадут «ХХ век. Бал», Ревизор, 4.12.2018 «Специальный репортаж»: «Какие наши годы», телеканал «Москва 24», 1.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 Алла Сигалова в Риге: «Это будет невыездной спектакль, так что — приезжайте сами», Наталия Морозова, LSM.LV, 7.10.2018 Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Истина в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007 Про это, Итоги, 8.01.2007 Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006 Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006 СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006 Эмма это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006 Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006 АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное личная жизнь», Наталия Каминская, Культура, 22.12.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 Феллини не ночевал
, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004 АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993 ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993 СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993 |