Драматурги

Виктор Астафьев

Те, кто выжил

Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Балет в Художественном театре? Ну не балет — но танец, но спектакль, в котором все необходимое выражается движением, а не словом? «Кармен», где в программке не указаны исполнители главных ролей, а лишь перечислен списком весь занятый в спектакле курс Романа Козака? Школа-студия МХТ выпустила нетривиальную премьеру.

Это не просто «Кармен», это «Кармен. Этюды» — но не призыв быть снисходительными к актерам-студентам, а декларация хореографа. Сигаловой не захотелось последовательно рассказывать историю цыганки — и она выбрала несколько главных мотивов.

Ее Кармен не исключение из правил, скорее — «все женщины таковы». В спектакле заняты пять девушек, десять парней — и все противостояния, объятия, насмешки будто отражаются в пяти зеркалах. У каждой героини — два героя, она то стиснута между ними, то отрывается от обоих. Повторяющийся мотив спектакля — мужчины держат женщин за руки, один за левую, другой за правую, и женщина то рвется вперед, будто стараясь прорвать грудью невидимый барьер, то отшвыривается ими назад.

Еще Кармен Сигаловой — это не история, а состояние: нет развития образа, есть заранее выданная победная ухмылка, способность скользить лицом по предплечью мужчины и мгновенно кидаться прочь.

И еще о том, что страсть — это борьба за захват пространства. Мужчины, по двое сидящие на скамьях лицом друг к другу, угрожающе надвигаются к сопернику и неохотно отстраняются. На несколько сантиметров дальше переставленная нога — принципиально важное достижение. А у самой Кармен пальцы захватнически растопырены до судороги. И эта борьба бессмысленна — именно сквозь пальцы все и утекает.

Кроме того — об азарте мужского мира: отлично поставленные драки. Осознанно картинные и все же совершенно живые.

И наконец — вдруг — о юности. О том, что такой накал страстей может обернуться смертью, а может (и те, кто старше, те, кто выжил, это знают) откатиться, дать продышаться. Зеленые яблоки, что грызут героини в начале спектакля и в финале его, они ж не случайно зеленые. И когда один из героев, доведенный вечным ускользанием своей девушки из рук, все-таки шарахает ею об стенку и звучит та тема Бизе, под которую героиня обычно отправляется в мир иной, — ничего подобного в этом спектакле не происходит. Приятели, подружки, однокурсники тащат рухнувшую девушку, хлопают по щекам, отпаивают водичкой — и вот она уже сидит на скамеечке, ошеломленная, слегка раскоординированная, но живая. И под испанскую песенку начинаются какие-то тихие танцы — какой-то уютный «медляк», как на присмиревшей дискотеке.

Можно выжить, говорит Сигалова. Иногда это получается.
Пресса
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993