Драматурги

Виктор Астафьев

Первое слово дороже второго

Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Забавное заглавие нового спектакля Евгения Гришковца, сыгранного в Театральном центре на Страстном, надлежит расшифровывать так: первое «по» — предлог, второе — фамилия знаменитого американского писателя, имя которому — Эдгар Аллан. К синтаксической форме не придраться, все грамотно, но в этом «по-по» слышатся и добавочные оттенки — что-то заведомо наивное, напоминающее то ли о детской игре в шарады, то ли еще о чем-то голопузо-пионерском. Название не обманывает: «По По», видимо, самый инфантильный из спектаклей Гришковца, причем программно-инфантильный.

Назвать «По По» новой работой сложно. Напротив, это одна из самых ранних задумок Гришковца, материализовавшаяся сперва в Кемерове, где он начинал, а потом с актерами Нового Рижского театра: многие в Москве могли оценить латышскую версию на фестивале NET-2001. Так что нынешнее «По По», выходит, как минимум третье. Впрочем, ни одна из этих вольных вариаций не напоминала предыдущую — хотя бы по той причине, что первое «по» (предлог) в названии для Гришковца много важнее, чем второе. Да и сам По - это всего лишь предлог для спектакля.

Чем-то все это смахивает на детскую игру в «испорченный телефон». Короткие английские слова, нанесенные два столетия назад чернилами на бумагу, перелетев в дальнейшем через Атлантический океан, попали на глаза разным русским переводчикам, которые, в свою очередь, испещрили печатные листы уже кириллическими буквами, стараясь при этом быть как можно ближе к оригиналу. Еще через какое-то количество лет живший в сибирском городе Кемерово мальчик Женя, любивший читать книжки, добрался, подобно множеству подростков, до сборника новелл Эдгара По. Рассказы были страшные, рассчитанные на детскую зачарованность макабрической темой, а значит, их хотелось пересказывать всем тем, кто не имеет ровно никакого представления о писателе По. Главная штука, ради которой Гришковец затеял свой спектакль, заключается в том, что от ужасного до смешного один шаг. Это, видимо, помнят все, кто ночью в пионерлагере слушал под одеялом пересказываемые шепотом «страшилки» — ночь ужасов заканчивалась, как правило, истерическим, будто от щекотки, хохотом.

На сцену еатрального центра на Страстном вышли, конечно, никакие не пионеры, а двое мужчин — причем удивительно, если вдуматься, похожих друг на друга. Что Гришковец, что мобилизованный им для совместной работы Александр Цекало — оба забавные, оба обаятельные. В меру упитанные, в самом расцвете сил — каждый из них есть, в сущности, Карлсон, хорошо помнящий про то, что был когда-то Малышом. В диалог между собой эти двое почти не вступают. Используют формальные связки вроде «а вот еще был случай», после чего один из рассказчиков замирает, уступая дорогу другому, и тот начинает новый монолог, вдохновенно пересказывая своими словами очередной рассказ Эдгара По. Все это действительно кажется порой дико смешным, несмотря на то что почти все рассказы так или иначе связаны с погребальной тематикой. Ведь лопата, которой выкапывают свежезарытого покойника, может вызвать и суеверную дрожь, и смех — достаточно лишь снабдить ее описание важной деталькой типа того, что лопата была куплена в магазине «Все для дома». Перейди с возвышенной интонации на бытовую, и трагедия обернется комедией — кто ж об этом не знает.

Ни на одном из спектаклей Гришковца не смеются столько, сколько на этом. Пожалуй, даже слишком много смеются. Лишь иногда двое мужчин, только что потешавшие байками честной народ, грустно замирают посреди сцены и, раскачиваясь в такт меланхолической музыке, смотрят пустыми глазами вдаль. Какая-то очень детская, совершенно иррациональная тоска, которая может настичь посреди самой веселой ребяческой игры — просто от охватившего тебя ощущения, что смерть, как ты ни потешайся над ней, всегда где-то рядом.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001