ДраматургиВиктор Астафьев | Играем ПоОльга Егошина, Новые известия, 14.12.2005 Евгений Гришковец с шоуменом и продюсером Александром Цекало знакомит столицу со страшными рассказами Эдгара По, рассказывая о том, как они помнятся человеку, не перечитывавшему их с детства. Спектакль так и называется «По По». Писатель, увиденный глазами Гришковца, мало похож на создателя мира ужасов и мастера детективного построения сюжета. Но вот юмора в его рассказах явно прибавилось.Евгений Гришковец, наверное, понравился бы Льву Толстому, очень не любившему пышный театр за зря потраченные деньги. Не любившему в балете голые ноги и плечи танцовщиков, в опере пение (зачем петь, когда можно все сказать словами), в драме ломания актеров. Великий еретик был твердо убежден, что любое впечатление может передать слушателям хороший рассказчик. Гришковец, пускающий кораблики в тазу, когда надо изобразить морские сражения, играющий бумажными самолетиками, которые самолично вырезает перед спектаклем, абсолютно и полностью соответствует концепции Толстого. Главное рассказ. О вахте на морской службе. Или о праздновании Нового года, когда весь вечер в праздничной толпе ты стремишься почувствовать: ну, вот он! и все бесполезно. А наутро полезешь в холодильник за вчерашним салатиком, отхлебнешь теплого шампанского, из которого выветрился газ. И вдруг пробьет: батюшки, а ведь Новый год наступил! Или о том разламывающем жизнь мгновении, когда понятно, что любовь напрасна, ее не удержать. И что остается: не разражаться же монологами Отелло! Садишься на детские качели в осеннем саду и повторяешь слова глупой детской песенки: зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка, со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок? Евгений Гришковец в своих спектаклях-монологах не столько рассказывал нам о незнакомом мире, сколько открывал новый способ восприятия мира знакомого. Последние лет пять мы, сами не очень того замечая, употребляем его порядок слов. Может, именно поэтому Гришковец отошел от сцены, увлекшись чистой литературой, и, доигрывая старые спектакли, перестал выпускать новые. В театре образовалась лакуна. Нишу, созданную Гришковцом, как выяснилось, может заполнять только он сам. Но и самому, видимо, без театра «чего-то не хватает». Пообещав в следующем сезоне показать новый спектакль, сейчас он вернулся к старой идее «перерассказать» Эдгара По. Вместе с Александром Цекало они создали милое и стильное представление, где два обаятельных рассказчика, перебивая друг друга, рассказывают с детства знакомые истории, дополняя, украшая, искажая и свободно варьируя их. «Жена очень преуспевающему конгрессмену попалась отличная, рукодельница, прекрасно готовила, еще лучше разогревала!» Или:"Английская королева стояла у окна и думала: «Как хорошо, что Господь сделал меня английской королевой и подданные у меня англичане. Ведь могла бы быть о, ужас! немецкой королевой, и подданные сплошь были бы немцы!» Этот спектакль тянет пересказывать, перебирать удачные обороты, неожиданные инверсии, напластования смыслов. «Заземляя» текст страшных рассказов Эдгара По, Гришковец придает его историям привычный житейский формат, превращая ужасы в ужастики. Страшный посланец судьбы ворон с его «никогда» превращается в тупую птицу-недотепу. Замуровывая друга, герой интересуется: «Ну, чего ты замолчал, обиделся, что ли?» А отравив дядю, герой просыпается с мыслью: как там дядя себя чувствует? Давняя придумка, осуществленная еще во времена кемеровского театра «Ложа», за годы стала, наверное, печальнее. Даже приезжавший несколько лет назад в Москву рижский вариант «По По» был веселее. Герой Гришковца сегодня чаще задерживается на чем-то грустном, малообъяснимом: на «глазах, которые откуда-то смотрят в тот момент, когда рядом точно никого нет». Он ежится, когда ему описывают действия удавки, кинжала, ядов. И все-таки поддерживает «убийственный» разговор. «Сами подумайте, насколько приятнее быть убитым другом, чем врагом! Друг все сделает деликатнее, креативнее, уместнее как-то». Беседуя о самочувствии принявшего яд, два героя удаляются в глубину сцены, по ходу задевая развешенные колокольчики, чьи язычки специально подвязаны, чтобы не звонить. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Саратовским зрителям МХТ показал спектакль для взрослых про Винни-Пуха, Регион 64, 10.09.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020 Фестиваль «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, Алина Салова, Клопс, 9.12.2020 МХТ им. Чехова завершил фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде спектаклем «Дом», ТАСС, 8.12.2020 В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019 Евгений Гришковец: «Я не выступаю с текстами, я играю спектакли», Зоя Игумнова, Известия, 15.11.2018 Евгений Гришковец о гастролях МХТ в Ташкенте, 6.10.2017 «Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017 Евгений Гришковец в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 29.03.2017 Евгений Гришковец о премьере спектакля «Весы», блог Евгения Гришковца, 28.03.2017 За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017 Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Ночь в приемном покое родильного отделения: Гришковец рассказал о новом спектакле, BFM.ru, 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 Евгений Гришковец провел целую ночь в роддоме, 7 дней, 23.03.2017 Евгений Гришковец поставил в МХТ имени Чехова собственную пьесу, Москва 24, 23.03.2017 Евгений Гришковец срежиссировал собственную пьесу «Весы» в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 23.03.2017 Евгений Гришковец о работе над спектаклем «Весы», блог Евгения Гришковца, 20.03.2017 Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017 Евгений Гришковец: совершенно не понимаю, что такое пятьдесят лет, ТАСС, 17.02.2017 Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017 У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016 МХАТ в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011 Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011 «Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011 Актер, педагог и режиссер Игорь Золотовицкий празднует свое 50-летие, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 18.06.2011 Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007 Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007 Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007 Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007 Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалы, Ксения Аитова, АНН, 24.11.2006 По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006 Чтобы убить нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005 Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара По, Марина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005 Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005 Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005 Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005 Евгений Гришковец представил спектакль"По-По", телеканал «Культура», 14.12.2005 Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002 Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002 Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002 Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002 Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002 Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002 Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002 Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002 Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001 Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001 Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001 Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001 Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001 Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001 Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001 «Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001 Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001 |