ДраматургиВиктор Астафьев | Девушка на шареОлег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001 Не прошло и месяца после того, как на фестивале NET Евгений Гришковец сыграл подряд два новых спектакля «Дредноуты» и «по По». Они, против обыкновения, понравились не всем (со времени успеха его первого московского моноспектакля «Как я съел собаку» у Гришковца такого, кажется, не бывало), зато показали, что их автор пытается как-то изменить привычные интонацию и манеру. Многие даже спрашивали: «А дальше что? » и Гришковец представил свою «Планету».Ее ждали с нетерпением: да, в пьесах Гришковца, всегда в общем-то монологичных, появлялись и другие персонажи, да, он уже играл спектакли не один, но чтобы в паре с актрисой, да еще про любовь этого не было. За те несколько лет, что Гришковец числится фаворитом театральной Москвы, мы успели так же привыкнуть к его персонажу, как телезрители к героям сериалов. Фокус Гришковца был, как известно, в том, что он всегда рассказывал вроде бы о себе, а получалось про всех. Автору вручали всевозможные премии, персонаж продолжал щуриться в зрительный зал и что-то бесконечно объяснять: как служил на флоте, что думает о времени и что помнит про детство. Но ясно было, что когда-нибудь ему потребуется новый сюжет: вот пришел он из армии, осмотрелся вокруг, повзрослел, что теперь? На этом месте Гришковец сделал паузу и рассказал вроде бы о ком-то (и чем-то) другом о моряках, погибших в Первой мировой; о гигантских кораблях, о мужских амбициях, подвиге и самопожертвовании. В «Дредноутах» легко увидеть восхищение героизмом, которое у Гришковца, несомненно, есть, но всегда мешается с растерянностью. Открыть кингстоны и пойти ко дну с поднятым флагом это красиво, но в обыденной жизни все сложнее, и поди объясни «ей» (а Гришковец дал «Дредноутам» подзаголовок «спектакль для женщин»), что если б ты попал в такую ситуацию, то сделал бы так же. Или скажи, как немецкий адмирал какой-то даме: «Приберегите эти цветы для моей могилы». «Это, конечно, понт, говорит Гришковец, но красивый понт. А у меня он был бы пошлым». Прелесть «Дредноутов» была вовсе не в патетике, а в этих нюансах, в трагикомическом сопоставлении масштабов: вот огромные и прекрасные корабли, а вот маленький «я», у которого не то что героизм, а даже понт толком не выходит. Но хорошо, что эти моряки не сдались и открыли кингстоны и мы можем теперь об этом прочитать и что-то такое возвышенное и сильное почувствовать. Иначе говоря, это все тот же сквозной сюжет Гришковца: «маленький человек» в поисках смысла и оправдания своей обыкновенной жизни. В этом сюжете появление «Планеты» логично: рано или поздно персонаж Гришковца должен был влюбиться и что-то по этому поводу рассказать. Но, как ни странно, про любовь у Гришковца не получилось. Не то чтобы «Планета» неудачный спектакль. Там, как всегда у Гришковца, много замечательных и очень точных наблюдений. Например, что у БМВ «морда симпатичная, но хищная, а у Мерседеса“ тоже симпатичная, но сытая». Или про рекламные щиты, стоящие с двух сторон дороги: на одном плакате люди, как-то удачно застраховавшие свою жизнь, предлагают людям с другого плаката сделать то же самое, а те в свою очередь призывают этих покупать продукты в таком-то магазине, а я стою между ними и совершенно здесь ни при чем. Или как Гришковец во сне едет по Америке. Все это чудесно и временами очень смешно, но в спектакле есть главная история, и она не про это. На сцене выстроена комната-контейнер без передней стенки. Вместо нее тюль и висящая перед ним застекленная оконная рама. В комнате сидит на диване хорошая актриса и очень красивая женщина Анна Дубровская и читает книжку про Фандорина. Иногда она говорит по телефону, иногда подходит к окну и сквозь стекло всматривается в зал. Тут Гришковец обязательно подбегает к раме со стороны публики, берет несколько веток и начинает смешно шевелить ими, объясняя, что иначе женщина увидит нас и уйдет. Еще он говорит, что его, персонажа, нет в жизни этой женщины, что она всего лишь возможность. О чем тогда речь? О некоем состоянии ожидания любви, о том, что она где-то рядом, быть может, в соседнем окне. Это про кого? Про персонажа по имени Гришковец? Нет, про какого-то человека вообще, про вас, про меня. Про общее место. Дело в том, что Гришковец всегда спасался от банальности личной интонацией, рассказом о себе, а здесь впервые заговорил про нечто и туманну даль: «в каком-то городе, в каком-то окне»; меня в жизни этой женщины нет, но, может быть, она в моей жизни возможна и т. д. и тут же в банальность сорвался. Хотя, наверное, это спор не совсем эстетического свойства: мне кажется, что любовь чувство всегда очень конкретное, а Гришковец, видимо, думает иначе. Любовь для него некое понятие: на предмет наличия любви его персонаж даже производит экспресс-ревизию земного шара. О второй проблеме писать немного неловко, но я сразу оговорюсь, что речь идет не о Гришковце-человеке, а только о Гришковце-персонаже. Этот персонаж, к сожалению, совершенно несексуален. То есть до того, что, когда он рассказывает, как поехал в какой-то ночной клуб, встретил там женщину, а потом провел с ней ночь, я ему совсем не верю. Гришковец, кстати, и сам в одном из интервью сказал, что в моноспектаклях он человек без пола. Выйдя на сцену с актрисой, он хотел наконец-то пол обрести. Но получается, что женщина в «Планете», по большому счету, не нужна. Хотя Гришковец и дает ей выговорить что-то вполне личное в пятиминутном монологе, она так и остается абстракцией, девушкой за стеклом. А разговор о любви ведет все тот же единственный персонаж Гришковца, смешной, неловкий, невероятно обаятельный, но по-прежнему бесполый. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Саратовским зрителям МХТ показал спектакль для взрослых про Винни-Пуха, Регион 64, 10.09.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020 Фестиваль «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, Алина Салова, Клопс, 9.12.2020 МХТ им. Чехова завершил фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде спектаклем «Дом», ТАСС, 8.12.2020 В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019 Евгений Гришковец: «Я не выступаю с текстами, я играю спектакли», Зоя Игумнова, Известия, 15.11.2018 Евгений Гришковец о гастролях МХТ в Ташкенте, 6.10.2017 «Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017 Евгений Гришковец в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 29.03.2017 Евгений Гришковец о премьере спектакля «Весы», блог Евгения Гришковца, 28.03.2017 За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017 Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Ночь в приемном покое родильного отделения: Гришковец рассказал о новом спектакле, BFM.ru, 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 Евгений Гришковец провел целую ночь в роддоме, 7 дней, 23.03.2017 Евгений Гришковец поставил в МХТ имени Чехова собственную пьесу, Москва 24, 23.03.2017 Евгений Гришковец срежиссировал собственную пьесу «Весы» в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 23.03.2017 Евгений Гришковец о работе над спектаклем «Весы», блог Евгения Гришковца, 20.03.2017 Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017 Евгений Гришковец: совершенно не понимаю, что такое пятьдесят лет, ТАСС, 17.02.2017 Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017 У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016 МХАТ в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011 Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011 «Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011 Актер, педагог и режиссер Игорь Золотовицкий празднует свое 50-летие, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 18.06.2011 Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007 Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007 Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007 Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007 Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалы, Ксения Аитова, АНН, 24.11.2006 По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006 Чтобы убить нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005 Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара По, Марина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005 Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005 Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005 Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005 Евгений Гришковец представил спектакль"По-По", телеканал «Культура», 14.12.2005 Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002 Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002 Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002 Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002 Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002 Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002 Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002 Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002 Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001 Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001 Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001 Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001 Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001 Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001 Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001 «Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001 Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001 |