Драматурги

Виктор Астафьев

Второе изобретение колеса

Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Евгений Гришковец, как известно, всего за несколько лет умудрился превратиться из никому не известного дилетанта и провинциала в культовую фигуру нового российского театра. Его книги раскупаются, пьесы ставятся, сам он - непременный участник театральных фестивалей, в том числе и международных. И это отчасти парадоксально. Не столько даже по отношению к самому Гришковцу, сколько с точки зрения восприятия его драматургически-сценических созданий так называемой продвинутой публикой, среди которой масса продвинутых же профессионалов. Что все они, агрессивно взыскующие «новых форм», авангардных идей и тому подобных изысков, находят в его отчаянном дилетантизме, подчеркнутом наиве и абсолютной бесформенности конечного результата? Почему штурмуют театральные залы, как это наблюдалось на днях в Центре Мейерхольда, где Гришковец представил свою очередную премьеру — спектакль «Планета»?

Правда, на сей раз он решил выступить не один, а в дуэте с актрисой Театра имени Вахтангова. Да и оформить сценическое действо было доверено театральному художнику Ларисе Ломакиной, которой удалось заставить и саму сцену «заговорить» на одном языке с автором. Все тот же наив и детская игровая условность — покачивающаяся на веревочках оконная рама, за которой угадывается уголок типовой московской квартирки: диван, торшер, зеркало, выцветшие обои. А вот дома как такового нет вообще — светящееся «окно в ночи» существует абсолютно самостийно, как маленькая автономная «планета». Необходимые изобразительно-атмосферные детали уже сам Гришковец добавляет по ходу дела: дернет за шнурок — включается «звездное небо», возьмет в руки засохшую ветку и «сыграет» в дерево под окном, поможет «пролететь» космическому спутнику на длинном шесте или карикатурным самолетикам.

Называть ли все это спектаклем? Гришковец пока работает в странном жанре, имя которому не придумано. Пьеса не пьеса: поток сознания, проговариваемые сновидения, то сложный, то примитивный ассоциативный ряд. Кажется, все это сплошная импровизация и завтра он заговорит по-другому. Гришковец с простотой ребенка (или виртуозно играя в этого ребенка?) озвучивает вещи понятные и, казалось бы, банальные, о которых сегодня всерьез и задумываться как-то не с руки. Что есть любовь и почему в Челябинске жить хуже, чем в Лас-Вегасе? Кто эта случайная женщина в окне? Умеют ли любить верблюды, слоны и пингвины? Абсурд и примитив, анекдот и формула, детский лепет и словесный изыск — все это наслаивается, наплывает друг на друга в естественном стилистическом беззаконии. Нет ни начала, ни конца, ни «развития действия» или прочих кульминаций. 

Есть странный человечек, в меру застенчивый, в меру нахальный, немного нелепый и неловкий, в круглых очках и с полусогнутыми коленками, с негромким голосом и утрированной пластикой. Этот традиционный персонаж Гришковца абсолютно всерьез и в то же время играя заново изобретает колесо, когда все давным-давно раскатывают на джипах и «мерседесах». Ему же сподручнее — на самодельном самокате. В этом, впрочем, нет спланированного вызова, как нет и привычного сегодня сценически формального цинизма. Просто ему так удобнее. Зритель же похож скорее на случайного свидетеля, который поневоле замер с открытым ртом, увидев это допотопное средство передвижения в центре шумной магистрали какого-нибудь мегаполиса. Впрочем, Гришковец никому не навязывается, действуя по принципу старой русской поговорки: «Не любо — не слушай, а врать не мешай».

По большому счету ему не нужны никакие партнеры. Участие в спектакле А. Дубровской отнюдь не рождает сценического дуэта. Актриса — не более чем фон, оживший элемент внешнего антуража, такой же, как упомянутые спутник или ветка дерева. Происходящее на сцене все равно монологично, а «исполнитель театра» (так, отчасти исковеркав русский язык, назвали когда-то Гришковца) способен изобразить что угодно от человека до предмета неодушевленного. И даже не изобразить, а просто как-то намекнуть, в какую сторону податься зрительской фантазии. Она же и впрямь способна перенести смотрящего даже дальше тех пределов, которые оговаривает Гришковец. Вдруг ловишь себя на том, что ты на время выпал из этого конкретного действа и так же автономно плывешь «по волнам своей памяти». И так — не единожды.

Сейчас нередко поговаривают, что Гришковцу не мешало бы профессионально «оформить» свою сценическую деятельность. С другой стороны, абсолютно очевидно, что «попадание» его действ в нынешнего устало-интеллектуального зрителя как раз и объясняется этой нахальной бесформенностью и абсолютным «беззаконием» его сценического поведения. Вот только новизна считается таковой до той поры, пока не войдет в привычку. Евгений Гришковец отнюдь не застрахован от однообразия и повторяемости, цитирования себя самого в каждой следующей постановке. Интересно, какое средство передвижения он изберет, когда прискучит ездить на самокате?
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001