ДраматургиВиктор Астафьев | Пощады нетГригорий Заславский, Независимая газета, 21.05.2007 Сразу две пьесы Мартина Макдонаха (в переводе с английского Валентина Хитрово-Шмырова) в афише «Сатирикона», две премьеры, вышедшие на Малой сцене театра с антрактом в одну неделю, повод задуматься. Константин Райкин вроде бы никогда особо современную драматургию не жаловал, отдавая предпочтение классике. С другой стороны, если «взять за основу» сюжеты пьес современного ирландского драматурга, так от них рукой подать до Шекспира. Не в смысле качества или таланта в том разберутся после, а в отношении «состава преступления».Жестокость, ее рождение и расцвет в душе героя, убийство, которое становится ценой возможного, хотя и весьма иллюзорного успеха (да и что такое в жизни успех? вопрос, который всегда остается открытым), как и вообще цена успеха, который то ли равен, то ли не равен жизни, стоит приглядеться, разве не об этом едва ли не половина всех спектаклей «Сатирикона»?! Мартин Макдонах пишет про то же, что и Шекспир, Жене или Брехт, но «на примере» небогатой, чтобы не сказать бедной ирландской деревни, может быть, «поселка городского типа». Райкин, чуткий не столько к театральной конъюнктуре, сколько к возможностям своих актеров, в Макдонахе нашел благодатный материал для молодой труппы. В страстях, которые раздирают героев «Королевы красоты» или «Сиротливого Запада», он увидел почти подростковый драйв. Вправду: братья Конноры, Коулмен (Константин Третьяков) и Вален (Алексей Бардуков) заводятся с полоборота, а главное, переход в зрелый возраст нисколько не меняет их подросткового соперничества, когда еще нет ощущения цены и хрупкости жизни, которую так легко оборвать. Ружье, повешенное в доме (сценография Марии Даниловой и Алексея Трефилова одна на две пьесы, быт в этих краях, одинаково скудный, простой), то и дело оказывается в чьих-то руках, и стреляет, стреляет. Мир, задуманный отцом Уэлшем (Тимофей Трибунцев), примирение братьев, за которое пастор платит жизнью, адскими муками за грех самоубийства, невозможен. Усилий братьев на то, чтобы забыть все обиды и друг друга простить, хватает на несколько минут. И снова крошки гипсовых святых, выстрелы, дым, в двух шагах от зрителей все это летит в глаза и порой не шутя пугает. Собственно, наверняка это входило в замысел Райкина показать уязвимость мира не только героев, но и зрителей, как говорится, нет мира под оливами. Но разве где-то он есть? Два часа без антракта. Поклонники Макдонаха находят в его пьесах какой-то особенный юмор. Тот, как солнце из-за туч, то и дело «хитро» проглядывает и разгоняет на время замкнутость беспросветной деревенской жизни, которая ни одному из героев ничем хорошим не грозит. В «Сиротливом Западе» между похоронами отца и самоубийством отца Уэлша, с несколькими экстремальными ссорами и драками двух братьев, едва-едва не завершающимися смертоубийством, до юмора ли?! В двух шагах от зрителей играть и проще (можно не форсировать голос) и трудней. Под светом прожекторов пот ручьями катится с лиц актеров и труд их кажется непосильным. Несмотря на искренность усилий и напор молодых, Константина Третьякова и Алексея Бардукова, недавно принятых в труппу «Сатирикона», Тимофей Трибунцев легче справляется с короткостью дистанции, быть может, правда, и потому, что его роль почти не требует экстремальных проявлений и почти сверхъестественных физических усилий. Драки выстроены мастерски кажется, еще одно движение, и все посыплется к чертовой матери. Но ни вода, ни осколки не наносят ущерба готовым к испытаниям зрителям. Юлия Рутберг, сыгравшая в этом сезоне в «Королеве красоты» на сцене Театра имени Вахтангова, сравнила Макдонаха с нашим Шукшиным. Направление верное, хотя, думается, точнее будет сравнение с Распутиным, который, скажем, в «Пожаре» описал распад деревни, финал или, скорее, фиаско ее нравственных основ. Все-таки одно дело «сумерки богов» в городе, совсем другое в деревне. Об этом и пишет Макдонах. Пресса Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023 Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022 Пощады нет, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.05.2007 Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007 Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007 Люди дождя, Алиса Никольская, Взгляд деловая газета, 15.11.2006 |