Драматурги

Виктор Астафьев

Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть V

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.04.2020
Продолжаем рубрику «Готовится премьера»: Сергей Женовач репетирует в МХТ имени А. П. Чехова спектакль по повести «В окопах Сталинграда», а мы рассказываем об ее авторе – абсолютно свободном человеке Викторе Некрасове.

В конце 50-х – начале 60-х годов Некрасов в составе писательских делегаций побывал за границей: в Италии, Франции, США. Творческим итогом этих путешествий стали путевые заметки, опубликованные в журнале «Новый мир»: «Первое знакомство» и «По обе стороны океана».



Эти тонкие эссе были полны живых впечатлений от городов и людей, лирических отступлений и деталей, но чего в них точно не было – так это идеологии. Некрасов оставался внутренне независимым и писал только о том, что видел, а не о том, чего от него ждали. Например, рассказывал, что Италия (а также ФРГ и Япония) переживает подъем экономики. И что когда он попадал в трущобы, то вовсе этому не радовался, несмотря на то, что находился в чуждом капиталистическом мире.

Итальянские газеты в свою очередь брали у автора «В окопах Сталинграда» интервью. Удивлялись, как сильно он напоминает знаменитого киноактера Тото. В одной газете их портреты даже поставили рядом – Тото и Некрасова. И дали подпись: «Это Виктор Некрасов, который больше похож на Тото, чем сам Тото».

Эссе «По обе стороны океана», опубликованное в 1962 году, вызвало в СССР большой скандал. В газете «Известия» вышел фельетон от редакции «Турист с тросточкой», в котором анонимный автор (на самом деле – журналист-международник Мэлор Стуруа) обвинял Некрасова в преклонении перед Западом: «Совершенно непонятно, как умудрился советский писатель не увидеть разительных социальных контрастов и классовых противоречий американской жизни, военного психоза, разжигаемого империалистическими кругами. Вот уж, действительно, приехал турист с тросточкой».

А 8 марта 1963 года генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев на встрече с деятелями культуры основательно прошелся по Некрасову и другим писателям, которые хотели «понравиться зарубежной буржуазной публике во что бы то ни стало».

Начались проработки, Некрасову влепили строгий выговор.



Ну а что же сам Виктор Платонович? Ему предложили выступить на совещании идеологических работников. Все ждали покаяния – да и сам Некрасов в своем выступлении упомянул, что друзья советовали ему признать ошибки. Но он их не признал: «Я писал и буду писать правду, ту правду, которую мы защищали в окопах на Волге!»

А гостей в своей квартире в Киеве Некрасов в это время часто встречал с тростью в руках. Ведь он – «турист с тросточкой»!

Пройдет еще немного времени, и тучи над Некрасовым окончательно сгустятся, и все это обернется реальной переменой судьбы…



На фото: Виктор Некрасов и его зарисовки парижких улиц; карикатура на писателя «И нашим, и вашим», вышедшая в украинском сатирическом журнале «Перець» (1963, № 10, май); Некрасов во время путешествия на Запад.
Пресса
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Иннокентий Смоктуновский в роли Фарбера (фильм «Солдаты»), Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.03.2020