ДраматургиВиктор Астафьев | В МХТ объяснились в любви прямо со сценыАнна Чепурнова, Труд, 3.11.2023 В МХТ им. Чехова отметили 125-летие театра. В юбилейный вечер здание в Камергерском переулке наполнилось именитыми гостями. Кого только здесь не было — и Михаил Швыдкой, и Константин Эрнст, и Владимир Спиваков с женой Сати, и худруки и директора, а также актеры других театров, например Алла Демидова, Сергей Безруков с супругой Анной Матисон, Владимир Урин, Кирилл Крок, Ирина Апексимова, Елизавета Боярская
Пришедших на праздник не утомляли со сцены долгими речами; собственно, прозвучала лишь одна их них — поздравление президента Владимира Путина зачитал его советник по вопросам культуры Владимир Толстой. А потом начался спектакль Дениса Азарова «9 ряд 10, 11 место» по пьесе драматурга Юлии Поспеловой, написанной специально к юбилею.Когда открылся занавес, за ним оказался зал, зеркально почти повторяющий тот, где находилась публика, и в нем — Станислав Любшин и Наталья Тенякова. Увидеть этих патриархов МХТ им. Чехова (Любшину недавно исполнилось 90, но он по-прежнему элегантен и красив) вдвоем на сцене уже счастье. В спектакле они играют давно любящих друг друга людей, которых в молодости нелепая случайность развела в разные стороны. Только спустя много лет Он и Она встретились вновь на тех же местах в театре, на которых неизменно сидели когда-то, и поняли, что по-прежнему нужны друг другу. «9 ряд 10, 11 место» создан по принципу коллажа из множества небольших миниатюр, в которых неизменно фигурирует театр. Например, в одной из них речь о гимназисте 1901 года, пришедшем на спектакль, чтобы в зрительном зале объясниться в любви своей учительнице (ее играет Евгения Добровольская, а подростка — юный артист Даниил Кучеренко). В другом сценическом рассказе, из сталинских времен, очень трогательны муж и жена, сыгранные красивой супружеской четой актеров — Артемом Быстровым и Ксенией Тепловой. Он отбывает срок в лагере и мысленно сочиняет супруге письмо. Мужчина надеется, что она по их старой традиции провела 31 декабря в театре. Гадает, какой их дочь, которая сейчас заканчивает школу, будет ко времени, когда он сможет ее увидеть. Наконец, все так же в воображении, встречается с женой, поднимает ее, и она в светлом платье, раскинув руки, становится похожей на символ театра — чайку. Есть в спектакле и истории, напрямую посвященные театральной жизни. Немного иронично показан режиссер (Игорь Хрипунов), у которого не получается спектакль и не складываются отношения с обслуживающим сцену техническим персоналом. «Подозреваю, то, что я здесь делаю, вообще никому не интересно!», — кричит он. Но сам начинает приглядываться к работягам, интересоваться жизнью простых людей, особенно одного из них — монтажника Владимира. В этой роли выступает не кто иной, как худрук театра Константин Хабенский. И образ у него получается рельефный, персонаж чем-то напоминает героев фильма «Старый Новый год», в котором, кстати, играли мхатовцы. Меж тем, за режиссером с просьбой посмотреть на ее находки для роли — надо сказать, изрядно нелепые — прямо-таки бегает одна из актрис (ее очень комично играет Светлана Колпакова), а он удирает, поскольку сам пока не может ответить на ее вопросы. Две женщины-капельдинера (Мария Сокова и Полина Романова) то ссорятся, то трогательно поддерживают друг друга. А принципиальная билетерша (другая роль Евгении Добровольской) долго не желает продавать два последних билета лощеному мужчине (Игорь Золотовицкий) даже за взятку, зато в секунду отдает их юному влюбленному с букетиком цветов, спешащему на спектакль со своей девушкой. Появляются в постановке и Немирович-Данченко (Михаил Пореченков), и Станиславский со своей ученицей Марией Осиповной Кнебель (Павел Чинарев и Вероника Васант). Правда, сцены с участием двух последних персонажей больше напоминают юбилейный капустник. Конечно, о некой экстравагантности в поведении Константина Сергеевича писали многие его современники, но они всегда отдавали дань и его гениальности. А здесь легендарный режиссер в поисках своих величайших решений производит довольно однозначное впечатление большого чудака. Хотя в премьере пока есть и затянутые, и немного туманные места — все-таки главное создателям постановки удалось: она получилась объяснением в любви МХТ им. Чехова. И мы, зрители, вполне разделяем это чувство и желаем театру еще многих красивых юбилеев и талантливых спектаклей. Оригинал статьи Пресса В МХТ объяснились в любви прямо со сцены, Анна Чепурнова, Труд, 3.11.2023 В МХТ имени Чехова представили новый спектакль-сборник к юбилею театра, Александра Сидорова, BFM.ru, 27.10.2023 Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 «Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022 «Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022 МХТ им. Чехова представит спектакль «Говорит Москва» о дочери Сталина, ТАСС, 28.04.2022 Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Мальва», видеосюжет телеканала «Культура», 20.06.2017 Старость крупным планом, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2017 Ой, Леха, Леха
Зрители МХТ имени Чехова увидят постановку «Леха» Данилы Чащина, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 21.11.2016 «Лёха» спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016 Юлия Поспелова: «В театре можно всё», Юлия Шумова, конкурс новой драматургии «Ремарка», 15.11.2016 МХТ им. Чехова начинает предпремьерные показы спектакля «Лёха», РИА Новости, 15.11.2016 Эскиз спектакля «Лёха» по пьесе Юлии Поспеловой показали в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 15.07.2016 |