ДраматургиВиктор Астафьев | Том Стоппард как зеркало русской революцииВиктория Танич, Собеседник, 4.12.2006 На минувшей неделе в Москву в очередной раз наведался известный английский драматург, оскароносец Том Стоппард. Российский академический молодежный театр под руководством Алексея Бородина готовит к постановке его трилогию «Берег утопии», главные герои которой… русские революционеры ХIX века! Да, они самые: Герцен, Белинский, Бакунин. .. Премьера намечена на сентябрь 2007 года. Каким будет спектакль, а главное — чем именно до такой степени «проняли» Стоппарда наши революционеры, поинтересовались мы у мэтра.— Трилогия о наших революционерах — да это просто подвиг! Откуда у вас к ним такой интерес? — Все началось с сочинений сэра Исайи Берлина, который много писал о России. Меня просто очаровало его эссе о Белинском, и я сразу приступил к работе, хотя тогда даже не думал, что буду писать еще и о Бакунине, и Герцене, и Тургеневе? Это потом года два или три я занимался изучением литературы. — А чем вас так впечатлил Белинский? — Один момент: он был в Париже, был болен, и друзья отговаривали его от возвращения в Россию, мол, что там делать, даже если не арестуют, писать свободно все равно не получится, уж лучше здесь? И Белинский ответил: «Именно под цензурой все то, что я пишу, имеет значение, а в Париже нет ничего, что имело бы значение». То есть при гнете художник становится все более и более важной фигурой. Я и сам это ощутил, когда жил в Праге в 1977 году. — И наш главный революционер Ленин — тоже художник? — Ленин обладал редкой силой личности. Это она помогла ему изменить мир — и именно это привлекает меня в нем. Если говорить о развитии его личности, то я думаю, что с самого своего детства он шел к власти и эта жажда власти сделала его великим. Ленин достоин восхищения. Правда, ровно до того момента, пока он не добился своего. Дальше он вышел за границы морали. О таких людях и писал Герцен. Они настолько поглощены своей идеей, что в конце концов она начинает душить и их самих, и окружающих. Катастрофа в том, что вскоре они начинают думать, что именно они — люди будущего. И Герцен писал, что думать, будто ты можешь сделать счастливыми людей, которые еще не родились, — это верх невежества и самоуверенности. — Как по-вашему, драматург обязан реагировать на события в социуме? — В мире каждый день что-то происходит. Но я интересуюсь скорее идеями, чем событиями. И поэтому, кстати, мне интересна ваша история. Я не пишу что-либо в ответ на что-то. Обычно я даже не знаю, о чем буду писать, какая пьеса и о чем будет следующая. Я просто читаю, смотрю, слушаю? Событие — это лишь иллюстрация к идее. А прочитанная книга — заряд пороха. То, что я потом напишу — это выстрел. Трилогия «Берег утопии» — тоже пьеса об идеях. Я старался изложить ее хронологически и сначала думал, что каждую ее часть можно подавать как отдельную пьесу. В Лондоне она так и шла — каждый вечер одна часть трилогии: «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Спасение». Впрочем, может быть, ее можно смотреть и как придется? — Но как изложение идей будет выглядеть в постановке? — Если вы случайно зайдете в зал, то скорее всего не сразу поймете, что происходит на сцене. Люди просто сидят за столом, общаются, едят? Но главное, что это будут не просто философы, обменивающиеся мыслями. Я постарался показать жизнь этих людей. И я постарался, чтобы это выглядело занимательно. |