ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Публика не поймет, если сказать ей, будто задачей или целью новой работы было вывести на сцену новое поколение актеров Художественного театра. Да и какое же оно новое, засомневается информированный зритель, если почти каждый его представитель успел прославиться ролями, сыгранными в других театрах и в телесериалах. Тем не менее: для Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Анатолия Белого и студента Школы-студии МХАТ Ивана Жидкова «Белая гвардия» дебют на большой сцене МХАТа имени Чехова. На сентябрьском сборе труппы они были представлены как новое пополнение. И для художественного руководителя, занятого комплектованием труппы, конечно, важно было обеспечить новых актеров работой. «Дни Турбиных» это серьезно: тут не просто роль, тут высказывание. Зрелище пока затмевает то, что в Художественном театре принято называть жизнью человеческого духа. Выразительный наклонный помост, стрельба, артиллерийские взрывы, снег, юнкера из личного состава батальона Почетного караула 154-го отдельного комендантского полка московской военной комендатуры, маленький еврейский погром, чинимый петлюровцами, елка с огоньками. Все это, конечно, производит впечатление. Но ансамбля пока нет. Хабенский с Пореченковым играют сами по себе, не успевая освободиться от каких-то внесценических, но, вполне возможно, художественных забот, другие сами по себе, отдельно военные, отдельно «мирные». Может быть, что-то не так в самой пьесе, и прежде не казавшейся идеальной? Почему в Малом театре к Сергею Женовачу успех пришел с первой попытки, почему во МХАТе имени Чехова той же слаженности добиться не удалось? Может быть, потому что Малый это Малый, а МХАТ это МХАТ, потому что Женовач умеет собрать и укрупнить достоинства сыгранной труппы, но его манера точно так же - высвечивает и то, что противостоит сыгранности и ансамблю? Стоит, наверное, напомнить, что ансамбль это не когда все играют одинаково (например, одинаково хорошо), это сочетание неравных, не похожих друг на друга величин. В «Днях Турбиных» сочетаемости почти нет, дуэт большее, на что пока хватает ансамблевых усилий актеров. То, что не удается выразить словами, доигрывают напряжением мускулов и жил. Помост, который по воле сценографа Александра Боровского (художник по свету Дамир Исмагилов) поднят дыбом, конечно, уже не вернется в горизонтальное положение (а жаль, от него тоже ждешь каких-то перемен), а вот все остальное, хочется думать, со временем станет на свои места. А пока, следовательно, находится в процессе становления. Декорация младшего Боровского в которой накренившаяся улица с останками разбитых фонарей «скатывается» к единственному в спектакле обжитому углу, краю сцены, в котором и спальня, и гостиная Турбиных, одновременно и проясняет режиссерский замысел, и диктует манеру и порядок игры. Жизнь на сквозняке (в начале спектакля между кроватью и роялем в доме Турбиных удается рассадить целый взвод напевающих что-то юнкеров). Никаких кремовых штор, которые, вероятно, прибредились здешнему Лариосику (Александр Семчев). Ясная сценография позволяет рассчитывать на такую же ясность в актерской игре. Но ее-то и нет. Спектакль вроде бы не о революции. И не о гибели благородных идей и людей. И не о гибели мещанского уюта, что, пожалуй, более всего угнетало и мучило Михаила Булгакова. И гвардии, имя которой вынесено в заглавие, тоже нет. Ни белой, ни какой другой. Видя, как актеры выходят на какой-то эмоциональный предел, начинаешь сомневаться в том, что верно само назначение, что Хабенский может сыграть старшего Турбина, полковника-артиллериста, а Пореченков Мышлаевского (заключительный монолог о великой России никак не вяжется с образом пристрастившегося к бутылочке офицера, скорее советской, нежели царской армии), что Владимир Тальберг Валерий Трошин не просто трусливый предатель, но еще и полковник генштаба и вообще, прошу прощения, не мальчик, но муж. Между тем рядом несколько удач, среди которых одна несомненная: наверное, Булгаков не подозревал, что Шервинский (Анатолий Белый) может быть не просто жуиром и бонвиваном, но совершенно лишенным какого бы то ни было штабного и любого иного цинизма героем, любовь которого к Елене (Наталья Рогожкина) искренна и глубока, а обманы и фантазии кажутся милыми и обаятельными. В роли Николки удачно дебютировал Иван Жидков, а Александру Семчеву удалась вроде бы не предназначенная ему роль Лариосика. Старание пересилить, выйти за рамки уже ограниченного, определенного ему амплуа дает свои плоды, так что нелепость его Лариосика в конце концов вызывает сочувствие. Традиционный, естественный интерес Женовача не к историческим потокам, а к человеческим токам, к трепету жизни не в толпах, а в одинокой человеческой душе здесь, в «Днях Турбиных», оборачивается особенным вниманием к «случайным» героям, их бытовым «вкраплениям», к тем, которые не на полях сражений, а напротив, всеми силами желает обособиться от этих сражений и полей. Запоминается, например, колоритный Владимир Кашпур, играющий Федора, камер-лакея, или Виктор Сергачев в роли строгого гимназического сторожа. Жаль, что режиссер не стал искать какого-то специального решения утешительным монологам оптимистического советского финала «Турбиных». Их смысл за прошедшие 80 лет не стал веселее. Скорее наоборот: нетрудно вообразить, как сложится советская биография патриотически настроенных офицеров. А наша новая Россия разве новее старых всех?.. Конечно, стол есть стол, хоть так его поставь, хоть ножками кверху. Придет время, все вернется в нормальное свое состояние, успокаивают нас со сцены. Хочется верить. Пресса Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Жизнь и смерть «В окопах Сталинграда»: монологи о войне в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 13.05.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Премьера в МХТ «Заговор чувств» (видео), Ticketland.ru, 23.04.2021 Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021 Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Нина Агишева, Сноб, 1.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Любовь, ревность, зависть, ненависть. В МХТ имени Чехова премьера — «Заговор чувств», Александра Сидорова, BFM.ru, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 МХТ имени Чехова представляет премьеру — спектакль «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Александр Калягин поздравил с юбилеем Александра Боровского, СТД РФ, 10.08.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 МХТ им. Чехова отметил свой День рождения читкой пьесы «Царь Фёдор Иоаннович», Нина Дунаева, Этажи, 2.11.2019 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Машков, Женовач и Гришаева получили «Хрустальную Турандот», ТАСС, 15.09.2019 Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019 Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019 Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019 Браво на ошибку: МХТ восстановил художественную справедливость, Светлана Наборщикова, Известия, 30.05.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 «Бег» в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова, Анна Балуева, Собеседник, 23.05.2019 Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019 Сергей Женовач: «Новая плеяда артистов играет по-своему», Мария Михайлова, Театрал, 21.05.2019 Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019 Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019 Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 «Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019 Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019 Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019 МХТ имени Чехова впервые поставил «Бег» Булгакова, ТАСС, 14.05.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Текст как герой: в МХТ почтили память Александра Солженицына, Николай Корнацкий, Известия, 12.12.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Главным художником МХТ им. Чехова станет сценограф Александр Боровский, РИА Новости, 23.04.2018 Труппе МХТ им. Чехова представили нового худрука (видео), Коммерсантъ, 23.04.2018 «Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014 Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014 Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014 В МХТ имени Чехова вернется обновленный спектакль «Номер 13», видеосюжет телеканала «Звезда», 21.01.2014 Машков представит новую версию своего спектакля «№ 13» в МХТ Чехова, Наталья Курова, РИА Новости, 21.01.2014 Знаменитая комедия «Номер 13» вновь на сцене Московского Художественного театра, видеосюжет Первого канала, 20.01.2014 Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014 Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012 Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009 МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009 Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Вечерняя Москва, 13.11.2009 МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009 Московский художественный театр завершает подготовку к премьере чеховского «Иванова», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.11.2009 Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, 16.09.2003 Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 |