ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайкуСветлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз заявил о себе как режиссер. В 2018 году вышел его дебютный фильм «Собибор» о восстании в нацистском лагере смерти во время Второй мировой войны. Он был выдвинут Российским оскаровским комитетом во главе с Владимиром Меньшовым на соискание премии Американской киноакадемии. Спустя шесть лет Константин Хабенский дебютировал как театральный режиссер на сцене возглавляемого им МХТ имени А. П. Чехова с «Чайкой» Чехова.Автором идеи «Собибора» был Владимир Мединский, тогда еще министр культуры. Для Константина Хабенского как начинающего кинорежиссера это был дерзкий шаг — взяться не за короткометражку, а сразу за масштабный проект, не имея опыта. Но у него был опытный худрук Андрей Малюков, за плечами которого «Мы из будущего» и «Диверсант». Хабенский сделал тогда 34 монтажные версии, сам сыграл лейтенанта Советской Армии Александра Печерского, организовавшего восстание и побег заключенных. Хабенский тогда объяснял свой приход в режиссуру: «Я хорошо себя чувствовал в роли актера. Много общался с лучшими режиссерами и операторами. Процесс обучения у них был базовым. И я решил войти в эту воду». Снимал под Вильнюсом, управляя десятитысячной массовкой, работал с российскими, литовскими, немецкими и польскими актерами. Антипода его героя сыграл великолепный франко-американский актер Кристофер Ламберт («Горец»). До премьеры фильм показали в Госдуме, представили в Вене, в берлинском бундестаге, фрагменты показали Владимиру Путину и премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху. Все это было невероятно для дебютанта. Выбор «Чайки» для театрального дебюта не менее амбициозен. Хабенский удивил, хотя, казалось бы, Чехов ставлен-переставлен, каких только сложносочиненных интерпретаций мы не видели. Но худрук МХТ превзошел в своей фантазии любые ожидания. Главное потрясение — Треп-лев, пожирающий чайку. Его играет Илья Козырев, который во втором действии становится помесью бомжа и старца, выбравшего аскезу и спящего на камне. Он зарос, немыт и появляется на сцене с мертвой чайкой. Ее крылья свисают, как заячьи уши. Костя запускает руку внутрь и начинает пожирать внутренности птицы, украшающей занавес МХТ. Ест долго, потом идет за глубокоуважаемый шкаф, о который в свои лучшие дни бился головой до крови, изрыгает из себя только что съеденные потроха. После выстрела останки Треплева подожжет Дорн (Игорь Верник), спалит амбар, чтобы уберечь Аркадину от страшного зрелища самоустранившегося сына. Дорн – самый гуманный из мужчин. Имением управляет крошечный человек Шамраев. На эту роль приглашен актер маленького роста Вано Миранян. Ведет он себя бесцеремонно – а как еще можно обращаться с никчемной и вялой интеллигенцией. Когда-то жизнь у колдовского озера была совсем иной. Бегали нарядные дети, которых мы видим воочию словно во сне. Они давно выросли и превратились в совсем несимпатичных людей. Нину играет Софья Шилдовская – яркая, необычная актриса, заявившая о себе в кино (из ложи за ней наблюдал кинорежиссер Иван Твердовский, в фильме которого она уже сыграла сложные душевные состояния). Нина упрямо следует своей цели, хочет стать актрисой, но фантастически глуха для этой профессии. Она кричит, как чайка, запрокинув голову, и такая же мертвая, как и та птица, которую потрошил Треплев. Хоть какую-то симпатию вызывает учитель Медведенко в исполнении Дениса Парамонова. Он готов ждать и прощать свою любимую Машу, которая продолжает любить Треплева, превратившегося в чудище. Интересно решен Тригорин, которого сыграл приглашенный из МТЮЗа Андрей Максимов. Он моложе Аркадиной и на правах второго сына, неглуп, но инфантилен. Постоянно удит рыбу, что-то пишет, расположен к Нине, но если вдруг ее не станет, ничего существенного в его жизни не произойдет. Все ему трын-трава. Аркадина Кристины Бабушкиной возвышается над царством маленьких и никудышных мужчин, как каланча. Одета элегантно. Здесь все в современных костюмах, придуманных художником Марией Даниловой. Но сделано это мягко и не бросается в глаза. Зато Сорин Анатолия Кота носит треники. Он тут исполняет функции Фирса из «Вишневого сада». Константин Хабенский разделил происходящее на две неравные половины. Почти два с половиной часа мы наблюдаем за жизнью «до», где еще кто-то в кого-то влюблен, питает надежды, а потом понадобится час, чтобы все это убить. Все куда-то улетучивается — и любовь, и помыслы, и наступает период дожития. На премьеру пришли в числе многочисленных випов космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб. Они вышли на сцену и преподнесли Константину Хабенскому чайку, которая была индикатором невесомости для экипажа корабля «Союз МС-24», больше года находилась на МКС и вернулась на Землю. Оригинал статьи Пресса Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Создание костюмов к спектаклю «Дядя Ваня». Видеоэссе с участием Светланы Колпаковой и Марии Даниловой, Медиацентр МХТ, 13.03.2023 Сергей Собянин вручил премии в области литературы и искусства, официальный сайт Мэра Москвы, 22.09.2020 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 «Боюсь стать Колей». Моменты. Фоторепортаж Екатерины Цветковой с репетиций и премьеры спектакля, 25.05.2017 Спектакль «Механика любви», afishas.ru, 21.12.2016 «Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016 Танец на граблях, или В стране невыученных уроков, Ирина Алпатова, Театр, 24.01.2016 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 МХТ им. Чехова в декабре представит рок-спектакль «Бунтари», РИА Новости, 17.12.2015 Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014 Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Зачем так много думать, Александр Соколянский, Время новостей, 17.11.2004 Три сестры, Майа Одина, Афиша, 21.09.2004 Без верхушек, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.09.2004 Условие Клеопатры, Елена Левинская, Театр, № 4, 10.2002 Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, Новая газета, 30.09.2002 Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, Новая газета, 22.04.2002 Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001 Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, Культура, 22.02.2001 Не до конца, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.02.2001 Шерше ля Мефистофель-фам, Марина Давыдова, Время новостей, 7.08.2000 Это штука посильнее
, Ирина Родионова, Сегодня, 7.08.2000 Новая чертовщина на Патриарших, Елена Ямпольская, Новые известия, 18.05.2000 |