Помни о человеке

М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
«Помни: к человеку запасных частей нет» — этот лозунг среди прочих других крупно намалеван на железной стене того цеха, где варят сталь и в оранжевых сполохах огня мелькают силуэты людей с лопатами. Слова эти запоминаются. Не потому только, что имеют прямое отношение к опасной профессии сталевара, но главное потому, что восходят к той мысли, ради которой Олег Ефремов поставил пьесу Геннадия Бокарева «Сталевары» на сцене Московского Художественного театра.
Перед нами — пьеса о рабочем классе, которую все ждали. Но не только о нем. Горячий дымный цех, конец квартала, когда надо во что бы то ни стало «закруглить» цифры, когда выполнение плана становится подчас самоцелью. Старый сталевар, идущий на сомнительный «допуск» ради цифры, и новый подручный сталевара, резко против подобной привычной «халтуры» восстающий. Словом, еще один вариант того самого производственного конфликта, который недавно был в «Человеке со стороны».
Как будто та же расстановка сил: и «человек со стороны» — новый подручный Виктор Лагутин, и старый, дружный коллектив мартеновского цеха, с ним в противоборство вступающий. Но пьеса Бокарева как бы продолжает разговор, начатый и не законченный Дворецким. Разумеется, Виктор Лагутин (каким его играет новый для МХАТа актер В. Расцветаев) прав, когда, сжав зубы, бескомпромиссно отстаивает свою веру. И бригада «гегемонов», которую ведет за собой веселый, ловкий парень Петр Хромов, не может этого не чувствовать.
Словом, появился новый герой. Но постепенно, шаг за шагом этот герой показывает себя жестоким фанатиком веры, который способен ради этой веры смять человека, спокойно перешагнуть через судьбу старика-сталевара, заняв его место, способен подорвать дружную человеческую спайку, противопоставить себя всему коллективу, полагая, что он один «шагает в ногу».
«Такая вера тебя скоро на самый край поставит, — раздумчиво говорит Лагутину старый друг его отца — начальник смены Варламов, — и сам не заметишь, как из того, кто за веру на костер идет, станешь тем, кто в этот костер дрова подкладывает». Вот о чем в сущности поставлен этот спектакль. И когда Лагутин доходит в одиноком упрямом максимализме до самого края, до срыва, тут к нему на помощь приходят люди, те самые, которых он не брал в расчет.
И тогда подлинным героем этого спектакля оказывается рабочий коллектив — бригада, где живут и работают парни разные, может быть, не без греха, но зато каждый из них знает цену человеку, бережет друга, помнит, что «к человеку запасных частей нет». И в том остром столкновении, которое разворачивается в бригаде сталеваров, проходят свою науку все: не только Виктор Лагутин, что стоит в финале перед всем «миром», потрясенный, сраженный его добротой, но и те самые парни, которые им возмущались, но которые сами чистотой его правды очистились.
Такая пьеса появилась сегодня на сцене МХАТа. Быть может, она написана и сыграна неровно. Но режиссера, видимо, не смутила авторская неопытность, гораздо важнее ему было то, что первую пьесу написал инженер, человек с «документальным» знанием дела, а не из «вторых рук».
В добротной манере, просто и строго играют Ю. Леонидов Варламова и В. Давыдов старого сталевара Сартакова. Но в центре спектакля оказывается, на мой взгляд, Е. Евстигнеев, играющий подручного сталевара Петра Хромова с умным юмором и точной мерой современности. Его манера исполнения входит подчас в противоречие с манерой исполнения некоторых других ролей.
В чем разница? Очевидно, в какой-то пластичности, легкости верхнего бытового слоя, за которым угадывается нечто более значительное. Короче говоря, в том самом «подводном течении», о котором всегда заботился К. С. Станиславский. И молодые (да и не очень молодые) актеры Е. Киндинов, Н. Никольский, Г. Епифанцев, В. Кашпур, Б. Щербаков следуют вот этой манере игры Евстигнеева.
Бригада молодых сталеваров становится здесь «гегемоном», определяет — эмоционально, идейно и эстетически — весь сценический тонус постановки. Такого спектакля о рабочем классе у нас в Москве, по моему убеждению, еще не было.
Взаимоотношения людей в процессе производства, казалось бы, будничная материя. Но именно она здесь увлекает и волнует неожиданной правдой и новизной, а не та личная, любовная линия, которая и автором и актерами проведена куда более невнятно и бескровно. И тут даже такая интересная актриса, как Н. Гуляева, в роли Зои Самохиной теряет обычное обаяние, и становятся менее любопытны даже такие емкие характеры, как Лагутин — В. Расцветаев и Хромов — Е. Евстигнеев.
О. Ефремов смело пошел навстречу всем видимым трудностям и одержал победу. Он, которого всегда отличало тонкое чутье современника, поставил спектакль единой, слитной, живой атмосферы (в чем ему помогли художник И. Сумбаташвили и композитор Э. Колмановский). Простой производственный конфликт разрастается до сложнейшей проблемы воспитания человека наших дней. Пожалуй, среди всех других спектаклей, поставленных Ефремовым до сих пор на сцене МХАТа, этот впервые поднимается до такого серьезного и прямого разговора о современности.
К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко завещали Художественному театру строгую требовательность в работе над каждым спектаклем, который должен продолжать свою жизнь после премьеры. Думается, что режиссер не остановится па достигнутом, и «Сталевары» станут спектаклем долгой жизни.
Пресса
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973