Человек и дело

Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
О современном рабочем классе говорит этот вдохновенный спектакль, заставляющий вспомнить о работах Н. Погодина, о лучших спектаклях советского театра, посвященных подвигу нашего народа. Речь идет о постановке «Сталеваров» Г. Бокарева режиссером О. Ефремовым (художник И. Сумбаташвили) на сцене МХАТа имени М. Горького.
Человек и труд, личность и общество, идеал и повседневность — таковы те вопросы, которые ставятся в этой крупной работе прославленного коллектива. В момент настоятельной потребности нашего общества в анализе явлений, отражающих его рост, когда на первый план выступают проблемы формирования новой, коммунистической морали, основанной на сознательности и чувстве долга. О. Ефремов сумел не только разглядеть в произведении свердловского писателя Г. Бокарева важные общественные процессы наших дней, но и подвергнуть их серьезному художественному исследованию на сцене. «Сталевары», несмотря на некоторое несовершенство пьесы, стали крупным явлением нашего искусства, ибо конфликт, возникший в мартеновском цехе, перерос в большую нравственную проблему времени.
Главное для театра — это бригада, сообщество людей — сталевары. Рабочая среда здесь не фон, а подлинный герой спектакля. Вокруг Виктора Лагутина в исполнении В. Расцветаева живет многоликая, человечески разнообразная среда, в которой каждый персонаж — интересный характер со своей биографией, со своей судьбой, с отработанной у мартеновских пеней этикой взаимоотношений. 
Петр Хромов — как играет его Е. Евстигнеев — проясняет своим поведением многие из этих рожденных в коллективном труде нравственных норм. Но не он один. Это и Варламов в исполнении Ю. Леонидова, и крановщица Люба (Л. Стриженова и С. Болдырева), и Зоя Самохина (Н. Гуляева), и, наконец, собственно бригада. Но в том-то и художественное открытие спектакля «Сталевары», что каждый из членов бригады — индивидуальность, личность.
В шестидесятых годах многие театры страны обратились к пьесе «Иркутская история» А. Арбузова. Хор в ней был главным действующим лицом. Вместе со зрительным залом следил он за ходом событий. Хор был многолик, но у него была словно бы одна душа, и герои доверительно сообщали ему свои думы. На наших глазах открывался интимный мир человека, который знал, что его поймут, что в нем заинтересованы окружающие. Так выявлял театр созидательную природу нового общества, где каждый человек — творец.
«Сталевары» на сцене МХАТа выявляют эту природу созидания в прямой связи с делом. Оттого так откровенно и демонстративно его начало: симфония клокочущего в печах металла, языки пламени, рвущиеся наружу, заводское многоголосие, подчеркнутое музыкой (композитор Э. Колмановский).
«Дело не только в удивительном правдоподобии этой сцены, — говорит генеральный директор Ленинградского станкостроительного объединения Г. Кулагин, — не в том, что дым и сера плывут по сцене, важно то, что уловлен самый дух производства — сразу, с ходу, крупным планом. Блестяще вылеплены (именно вылеплены) фигуры сталеваров, причем запечатлены они в процессе работы. И опять-таки дело не в том, что пламя в мартене „правильно“ горит, но в трудовом поведении этих людей.
Все это сделано, во-первых, очень точно, во-вторых, с большой любовью, в-третьих, я бы сказал, даже с некоторым вызовом…
…Ароматы вишневого дерева, что распространялись по залу в былые времена, сменились… другими запахами, но школа театральная, замечательная школа та же…»
«Сталевары» действительно явились важной вехой в жизни Художественного театра. Стоит вспомнить, как задолго до Октябрьской революции впервые с его сцены из уст Сатина — К. Станиславского прозвучали слова Горького о человеке и о труде, достойном радости. Украшать жизнь человека трудом мечтал барон Тузенбах — В. Качалов, тосковали по осмысленной, созидательной жизни сестры Прозоровы. Стоит вспомнить, как к десятилетию Великого Октября с невиданной до той поры эпичностью была показана на этой сцене в спектакле «Бронепоезд 14-69» созидательная мощь Революции. Как появился впервые на советской сцене большевик-подпольщик Пеклеванов с обликом «чеховского интеллигента» — таким его играл Н. Хмелев. К. Станиславский и И. Судаков лепили спектакль крупно, сделав его кульминацией знаменитую народную сцену «на колокольне».
«…В „Бронепоезде“, — читаем мы в „Истории советского драматического искусства“, — не только возникла новая для искусства Художественного театра тема, в нем появились новые для этого театра краски, появились чуждые ему прежде патетика и тенденциозность, которая претворилась в „собственную идею“ и сделала этот спектакль одним из образцов нового метода советского театра — метода социалистического реализма».
Во время научно-технической революции, происходящей сегодня в нашей стране, в эпоху развитого социализма «Сталевары» МХАТа оказались также на передовой линии искусства. Решить технические проблемы внутри производства могут лишь люди с высоким гражданским чувством.
Сложность взаимоотношений Виктора Лагутина и бригады мартеновского цеха переходит в конфликт действенный и глубоко реальный. Лагутин четко видит цель и хорошо знает пороки, мешающие ее приближению: расхлябанность и пьянство, безответственность и потребительство. Потому незамедлительно и рьяно вступает он с ними в бой. Но при всей своей правоте оказывается неправым: дело заслонило от него человека, ради которого дело это существует. Вне человеческой чуткости, вне самой обычной душевной деликатности нравственный максимализм оборачивается жестокостью. Финальная сцена спектакля — момент его наивысшего эмоционального взрыва — урок высокой человеческой щедрости и товарищеской солидарности, который преподал Лагутину рабочий коллектив. 
Итак, спор в «Сталеварах» идет накаленный, но это спор в среде единомышленников, людей, понимающих и любящих свое дело. И в результате этой острой схватки рождается проблема. Проблема нравственных норм нашей жизни, где «труд органически и неизбежно вошел во внутренний мир личности, стал одним из основных критериев человеческой нравственности».
Очевидно, поэтому наряду с советской так заинтересованно осветила «Сталеваров» во МХАТе пресса многих социалистических стран.
Идейно — художественная значимость «Сталеваров» состоит в том, что здесь по-новому, по-своему театр решает проблему морального климата в коллективе и выносит это решение на суд зрителя, помогая утверждению в жизни норм подлинно коммунистической нравственности. Спектакль показал воочию могучую силу реалистического искусства МХАТа, прокладывающего сегодня, как и прежде, пути развития советской театральной культуры.
Пресса
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973