Бабье царство
Преступление и наказание (2000)
Венецианский антиквар
Лесная песня
Девушки битлов
Гамлет в остром соусе

Весь мир — психушка

Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Король Лир» Тадаси Судзуки — совместная постановка. Как прежде уже делали Большой и Мариинский, Московский художественный театр «подарил» премьеру загранице. С большим, говорят, успехом первые спектакли сыграли на родине режиссера в Сизуоке — в этом японском театральном раю проходила и часть репетиций по знаменитому «методу Судзуки».

Однажды Судзуки сказал, что любит то, что очень далеко от японской культуры. Шекспир — один из четырех его самых любимых авторов: «У Чехова и Шекспира столько странных личностей, — говорит Судзуки, — описано столько интересных людей, что их сразу же хочется вывести на сцену. Нет среднего человека ни у Шекспира, ни у Чехова».

Ставить Чехова с русскими актерами он все же не стал, остановил свой выбор на Шекспире. Русский «Лир» — третий в его режиссерской биографии. До того были «японский» и «американский». Судзуки уже имел опыт работы с русскими: в его «Сирано де Бержераке» Роксану сыграла актриса Театра на Таганке Ирина Линдт.

Выбор актеров, естественно, оставался за режиссером. И Судзуки подбирал коллектив русского «Лира» долго, не обращая внимания ни на звания, ни на всероссийскую известность — скорее на физическую подготовку: прославленные и народные не выдержали бы многочасовых и изматывающих тренингов японского сенсея. А зрители будут, возможно, обескуражены: среди 19 человек четверть — студенты Школы-студии МХАТ. Из знаменитых можно назвать разве что Анатолия Белого, который и сыграет умалишенного старика короля. Короля ли?

Поклонникам режиссера этот короткий — всего полтора часа — спектакль непременно напомнит предыдущие его работы: инвалидная коляска, особая пластика, напоминающая смелые опыты современных хореографов.

«Весь мир или весь наш земной шар — лечебница, человек — ее обитатель, поэтому и в моих постановках последних лет действие происходит, как правило, в лечебнице, причем не в обычной, а в психиатрической», — сказал Тадаси Судзуки, комментируя свою постановку. Так что по всему выходит: ставить «Лира» для Судзуки — сплошное удовольствие. 
Пресса
«Российские актеры очень хорошо могут выражать эмоции», Ольга Романцова, Газета.ру (Gzt.Ru), 11.10.2007
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Не надо бояться самурая с мечом, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004