«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Титан и воробушек

Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
«Не бесполезное ли занятие управлять людьми?» — с таким вопросом выходит на сцену Художественного театра грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси. «Антигону» с его участием ставит режиссер-соотечественник Темур Чхеидзе, сужая пространство трагедии до семейной истории, не снижая высокий накал, полагающийся жанру, до комнатной температуры.

Кажется, Ануй ошибся, назвав пьесу именем Антигоны. Правит во МХАТе — Креон, для которого ответственность — не пустой звук. Во имя мира и покоя, добытых такой тяжелой ценой, ему необходимо проявлять волю и последовательность. Лишь один раз он сорвется на крик, который выдаст безысходность человека, попавшего в мышеловку истории. За покой в Фивах он заплатит с лихвой, лишившись в один день сына Гемона, невестки Антигоны и жены Эвридики. В одной из словесных схваток с Антигоной Креон заметит, что занялась она не женским делом, забыв о своем природном предназначении: живи, люби, толстей, рожай, сделай счастливым моего сына. Куда, во что ты вторгаешься?! Зачем хочешь предать тело брата своего, Полиника, земле?! Или ты так сильно веришь в погребальный обряд?

Изначальное событие «Антигоны» — приказ Креона не предавать тело Полиника погребению. Антигона, сестра Полиника, не хочет и не может с этим согласиться. Ночью она совершает символический обряд захоронения, засыпая маленькой лопаткой тело брата. Для Антигоны Полиник — брат, родная кровь; для Креона же - опасный политический противник, поскольку посягает на мир в Фивах, доставшийся так тяжело. Креону необходимо задушить на корню человеческий вызов Антигоны — похоронить Полиника означало бы начать новую войну. Родственные чувства борются с политической расчетливостью.

Схватка Креона и Антигоны, составляющий сердцевину спектакля Чхеидзе, — не равный бой. Здесь сталкиваются ответственность сурового и мудрого правителя и мало осмысленный вызов бескомпромиссной молодости; это спор титана и воробушка. Судьба распоряжается так, что именно Антигона помогает поймать Креона в мышеловку. Все аргументы Креона испробованы, усилия спасти Антигону исчерпаны. Она гибнет — Креон остается править. В день гибели смутьянки он вернется в опустевший дворец Фив, в котором уже никогда не появятся сын, невестка и жена.
Пресса
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001