«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | КонтрабасОльга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Драматург, писатель, музыкант и затворник Патрик Зюскинд написал свой «Контрабас» для радио. Но вот уже более 30 лет драматические актеры не оставляют желания воплотить на сцене этот монолог одинокого музыканта гения в восприятии красоты, но ремесленника в искусстве. В нем есть все или почти все: трагедия маленького человека, неразделенная любовь, разговоры о музыке, которую он потрясающе чувствует, от благоговейного преклонения перед ней до баек из жизни композиторов, которых этот человек рассматривает через весьма необычную призму: а каков вклад этого композитора в искусство контрабаса?Несколько лет назад в польской Торуни прошел даже международный фестиваль, посвященный только этому тексту. Наш «Контрабас» (тогда его играл Константин Райкин в спектакле Елены Невежиной) туда не поехал по очень простой причине: все театральные братья по «Контрабасу» играют эту пьесу в камерном пространстве малой сцены, а Райкин играл на тысячный зал и втискивать свой спектакль в прокрустово ложе камерного пространства не собирался. Хотя реквизит его спектакля был минимален и вписался бы в любое пространство несколько ящиков из-под пива, пивные бутылки да его величество контрабас. А вокруг музыка и космос. На «Контрабас» заглядывались и Евгений Миронов с Кириллом Серебренниковым, и Константин Хабенский. Последний довел свою мечту до воплощения вместе с молодым режиссером Глебом Черепановым, который весьма удачно дебютировал на сцене МХТ с «Удивительным приключением кролика Эдварда», сделанного с детским задором, изобретательной мастеровитостью и недетской печалью. Они тоже предпочли большую сцену, да еще и сочинили целую пространственную и звуковую партитуру: герой Хабенского практически не остается один на один с текстом, музыкой и публикой. В обитое полосатыми матрасами пространство, как в преисподнюю, сваливается закутанный человечек с неподъемным футляром, который предназначен для какого-то инструментального «акселерата». К футляру приделана горка, по которой человечек неуклюже скатывается в свое жилище, путаясь в пальто и фалдах непомерно длинного фрака, явно с чужого плеча. Как и предполагалось, нормального контрабаса в футляре нет, зато есть еще один матрас, молоток, пивные бутылки. Человечек старается поскорее заколотить дверь последним матрасом, торопится, бьет себя по пальцу (рабочему инструменту!), лелеет ушибленный палец, с яростью отправляет «провинившийся» молоток в мусоропровод, ставит пластинку, запутывается в пальто, не успевая вытащить голову к любимому мотиву и дирижируя с застрявшей головой Убежище сумасшедшего точно ведет с ним диалог. Контрабасист давно надрессировал его так, что любой предмет готов отвечать звуками на зов своего хозяина. Он играет на бутылках, перекладинах в спинке стула, ежике для унитаза. В качестве «успокоительного» хватается за музыкальную шкатулку, накручивая ручку от presto к largo. Порой он даже ставит пластинки, которые развешаны на стене огромного шкафа, но пластинки заедает на самых любимых местах. Музыка, гармония не дается этому повелителю звуков. Музыка звучит в его душе, но в реальности откликается скрежетом и стуком. Даже контрабас вместо положенных ему мужественно глухих звуков издает какой-то жалобный скрежет его обладатель водит по струнам шарфом. Но, признаться, даже в этот момент интуиция еще не подсказывает, какой финал задумали актер и режиссер. А забитая матрасами конура между тем вовсе не гарантирует защиты. С грохотом вываливается мусор от живущей выше соседки, уставшей от звуков контрабаса; распахивается дверца огромного шкафа, откуда веет мусорный ветер. Но когда контрабасист распахивает окно, чтобы показать, как шумна его улица, за ним царит зловещая тишина и чернота. Обитая матрасами обитель оборачивается мороком и наваждением. А когда контрабасист стреляет из пистолетика, воображая, как застрелит его охранник в театре за дерзкий крик посреди спектакля, матрасы с лампами и вовсе обрушиваются, превратив жилище музыкального отшельника в зияющий хаос. Контрабасист, кажется, этого даже не замечает, но от игрушечного выстрела в его мозгу что-то окончательно замыкается, и перед нами предстает безумец. Константин Хабенский, у которого преступно давно не было премьер в театре, решительно расправляется с имиджем романтического героя. Все свое мастерство он вкладывает в едкий образ абсолютного неудачника, который «дошел до самой сути» в науке несчастья. Любовь и музыка, которой он верно служит, перебродили и скисли в его душе, отравили и ослепили ее. Хабенский показал механизм рождения маньяка, потерявшего всякую связь с реальностью (толь¬ко вряд ли Патрик Зюскинд писал именно об этом). Собираясь на вечерний концерт, контрабасист проделывает было обратный путь наверх, но неожиданно застревает в дверях и приковывает себя наручниками к футляру-гиганту. А затем и вовсе обнаруживает «скелет в шкафу» труп юной Сары в холодильнике. Так, маленький человек с большими страстями становится своеобразным младшим братом Питера Гренуя главного героя самого знаменитого романа Зюскинда «Парфюмер». Но режиссер и актер не захотели оставлять публику с финалом триллера и подарили еще один финал театральный: точно музыканту, прикованному наручниками к контрабасу и к трупу убитой, явилось сладкое видение, в котором он на¬конец познакомился с Сарой и даже нашел музыку, которую они могут исполнять вместе, сопрано и контрабас. На абсолютно пустой сцене, «когда опера становится Вселенной», деревянный голосок куколки-сопрано (Ольга Воронина) и робкий бас туттиста (Константин Хабенский специально освоил контрабас для этой сцены) исполняют арию Генделя Lascia ch'io pianga. Но ее величество Музыка так и не дается им в руки. Статья опубликована в журнале http://exclusive-magazine.ru/ Пресса Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021 «Контрабас» и Хабенский в Вольском драмтеатре, Юлия Ахмедова, The Saratov room, 29.05.2016 Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016 Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016 Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015 Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015 Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014 Цена невозможного: «Контрабас» в МХТ имени Чехова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 6.11.2014 Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014 Константин Хабенский сыграл для казанской публики на «Контрабасе», Аделя Галиева, kzn.ru, 18.06.2014 В Казани состоялся премьерный показ спектакля МХТ им. А. Чехова «Контрабас», видеосюжет телекомпании «Эфир 24» (Казань), 18.06.2014 Спектакль «Контрабас» представил в Казани Константин Хабенский, Надежда Гордеева, Татар-информ, 18.06.2014 В Казани началась подготовка к спектаклю «Контрабас», KazanWeek (Казанские новости), 11.06.2014 Константин Хабенский представил в Екатеринбурге «Контрабас» Зюскинда, Свердловское областное телевидение, 2.06.2014 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014 «Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014 Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014 «Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014 Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014 Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014 Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014 Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014 Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014 Константин Хабенский представил в МХТ свой первый моноспектакль, видеосюжет телеканала «Мир 24», 8.03.2014 Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014 Режиссер Глеб Черепанов: В огромном зале сложно исповедоваться, Вадим Рутковский, Сноб, 5.03.2014 Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014 Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014 Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014 Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014 Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014 Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014 «Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014 Константин Хабенский научился играть на контрабасе, телеканал «Культура», 3.03.2014 Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014 В МХТ им. Чехова – премьера: «Контрабас» Патрика Зюскинда с Константином Хабенским в главной роли, видеосюжет Первого канала, 1.03.2014 МХТ имени Чехова дает премьеру спектакля «Контрабас» в исполнении Константина Хабенского, видеосюжет телеканала «Звезда», 1.03.2014 Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014 МХТ им. Чехова представит «Контрабас» с Хабенским в главной роли, РИА Новости, 28.02.2014 Константин Хабенский исполнит соло на «Контрабасе», ИТАР-ТАСС, 28.02.2014 МХТ представит моноспектакль «Контрабас» по повести Зюскинда, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.02.2014 Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014 Хабенский научился играть на пиле и стремянке, 7 дней, 19.02.2014 Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014 Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014 Фоторепортаж «Репетиция спектакля Контрабас в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014 |