«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | «Трехгрошовая» классикаАлла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009 Под занавес театрального сезона нас ждет премьера с размахом. Кирилл Серебренников выпускает на большой сцене МХТ им. А. П. Чехова «Трехгрошовую оперу» одно из самых скандальных произведений драматурга Бертольда Брехта и композитора Курта Вайля, в котором низы общества воры и проститутки оказываются точным отражением деловых верхов.Никакого радикального осовременивания пьесы Кирилл Серебренников на этот раз себе не позволил. Во-первых, потому, что чуткие немецкие наследники Брехта и Вайля не разрешают менять ни слова в тексте, ни ноты в зонгах (песнях). А во-вторых, потому что этого не требуется. Достаточно наугад открыть любую страницу пьесы, чтобы просто охнуть от ее злободневности. Вот, скажем, финальный монолог героя-бандита по кличке Мэкки-нож: «Перед вами гибнущий представитель гибнущего сословия. Нас, мелких кустарей, взламывающих честным ломом убогие кассы, поглощают крупные предприниматели, за которыми стоят банки? Что такое налет на банк по сравнению с основанием банка? Что такое убийство человека по сравнению с использованием его в своих интересах?..». Итак, в 20-е годы прошлого века Бертольд Брехт переиначил старинную «Оперу нищих» Джона Гея и зарифмовал уголовный и деловой мир. В соавторы Брехт позвал Курта Вайля, причем сперва опасался, что Вайль слишком серьезный композитор для того, чтобы передать интонации улицы. Между тем, Берлин буквально заболел «Трехгрошовой»: мелодии Вайля разлетелись по всем кабачкам и ресторанам, их насвистывали прохожие, а идеей поставить новаторскую оперу загорелись все крупнейшие режиссеры от француза Гастона Бати до нашего Александра Таирова. На Бродвее «Трехгрошовая опера» ставилась бесчисленное количество раз, правда, там из нее изъяли самые «безнравственные» (с точки зрения американцев) зонги вроде того, что поет бесстыдная мамаша Пичем, давая наставления своей едва оперившейся Полли. Чтобы очистить пьесу от всех легенд, традиций и штампов, Серебренников начал работу с того, что заказал новый перевод. И тут выяснилось много интересного: например, что известный «Третий трехгрошовый финал» написан стихами, а не прозой. В итоге мхатовская постановка обещает стать первой, где полностью используется вся аутентичная музыка Вайля. Уже упомянутый финал, например, превратится в роскошный хорал, который исполнят мхатовские артисты. Тут надо сделать оговорку: Брехт, репетируя «Трехгрошовую оперу», вешал артистам на грудь таблички с надписью «Петь воспрещается!». Он требовал забыть об академическом вокале и петь так, как голосят на улице. В спектакле Серебренникова это условие с удовольствием выполняют Константин Хабенский (Мэкки), Николай Чиндяйкин (содержатель притона для нищих Пичем), Марина Голуб (мамаша Пичем), Ксения Лаврова-Глинка (Полли) и еще целая команда прекрасных артистов, изображающих ораву лондонских подонков. Вместе с музыкантами они появятся на пустой, «раздетой» мхатовской сцене: ни тебе привычных кулис, ни и занавеса с «Чайкой». И, обращаясь прямо к публике, разыграют историю одного знаменитого бандита, чудом избегнувшего виселицы. Историю о том, что богачи и преступники это не два разных, а один и тот же класс. Словом, как сказали бы век назад, вызывайте конную милицию. Пресса Режиссер Кирилл Серебренников: «Москва разрывает связи между людьми», Юрий Тимофеев, Новые известия, 18.01.2010 МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» Санкт-Петербург, 10.09.2009 Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009 Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009 Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009 Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009 Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009 МХТ открывает новый сезон премьерой «Трехгрошовой оперы», ТВ-Центр, 31.08.2009 Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009 Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009 Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009 Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009 Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009 Громкая премьера в Московском художественном театре имени Чехова, новостной видеосюжет, Первый канал, 6.06.2009 Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009 В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009 «Трехгрошовая опера» в МХТ. Бертольд Брехт глазами Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет телеканала «Звезда», 5.06.2009 «Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009 В МХТ им. Чехова громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009 Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009 Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009 «Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009 |