«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | Актеры новой породыЕлена Ковальская, Афиша, 11.05.2011 Французский режиссер Давид Бобе не ставит пьес. Он делает эффектный синте?тический театр, для которого вместе с писателем Ронаном Шено создает драма?тургическую основу, а плотью она обрастает уже на сцене во время репетиций с актерами, они называют это «живой драматургией». На западе многие так ра?ботают, и «Фей», которых они поставили со студентами Кирилла Серебренникова, легко представить себе там. У нас, естественно, спектакль выглядит белой вороной. Белой и в буквальном смысле: на сцене кафельная белая стена, белый пол, белая сантехника. Вместо сюжета серия ситуаций. Базовая такая: человек заперся в ванной, чтобы побыть наедине с самим собой, но мир догоняет его. В голове роятся мысли, а тут еще и эротическое наваждение (девушки в неглиже это и есть феи). Вслед за феями в ванную проникают люди, и следует набор конкретных ситуаций вроде той, где два мальчика тянутся друг к другу и ищут слова. Режиссер синтезирует монологи и диалоги с видео, физическим театром, вокалом, танцем; одновременно в тексте в химическую реакцию вступают интимное и глобальное: двадцатилетние пытаются сформулировать себя и как отдельных людей («Привет, дерьмо»), и как поколение («Мы не потерянная молодежь. Мы просто родились, когда все уже произошло»). Каркасом тексту служат слоганы французского, кажется, производства («У меня есть преимущество перед Богом я существую»), но лирика звучит от лица студентов. Поначалу шарахаешься, услышав, как русский мальчик говорит, словно депутат Европарламента: «Несмотря на технический прогресс, мы все более беззащитны перед испытаниями, которые несет нам Земля». Но потом проходит: студенты так верят в глобальный мир, общество потребления, а главным образом в интеграцию русских в европейский театр, что их вера многое оправдывает. Они вообще выглядят актерами новой породы. Очевидно, их не гип?нотизировали, как других, фразой «Театр это храм», поэтому они свободней многих. Они пластически безупречны и здорово смотрятся, когда высекают каскады брызг в зеленом контровом свете. Имеет значение и то, что от них с первого дня требовали говорить своим голосом. Они соавторы «Фей». Но и «Героя нашего времени» они играют своими словами, и в «Отморозков» принесли много личного. Их голос еще только складывается, но, когда его получается расслышать, он вызывает доверие. Финал, где они просят: «Любите меня, это может мне помочь», тот и вовсе обезоруживает.Пресса Актеры новой породы, Елена Ковальская, Афиша, 11.05.2011 На сцене МХТ неизвестные в России французские пьесы XX века, видеосюжет Первого канала, 26.11.2010 |