«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Гамлет в МХТ: Принц Питерский

Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Обаятельный «мент» из сериала «Улицы разбитых фонарей» актер Михаил Трухин известен всей стране. Теперь у москвичей появилась возможность увидеть его в новом амплуа. Незнакомого никому Трухина-Гамлета нам представят во МХТе 14 декабря.
Нам говорили, что команда режиссера Юрия Бутусова, у которого когда-то в питерских театрах играли никому неизвестные актеры Хабенский, Пореченков и Трухин, ни слова не скажет о «Гамлете» до премьеры. Мол, нечего даже пытаться взять интервью у кого-то из актеров, и уж тем более — у исполнителя главной роли Михаила Трухина. Но мы не поверили знающим людям, отправили корреспондента Сашу Маслову прямо к новому Гамлету и… Михаил дал интервью «ВД».


Когда Бутусов решил, что Гамлет — это вы?

Не знаю, когда он решил, могу рассказать, как это было. Прошлой зимой я был на съемках в подмосковном Алабино, снимался в одном эпизоде с Мирой Сорвино в картине «Ленинград» Саши Буравского о блокаде. Я там играю журналиста. Стоял 25-градусный мороз, а костюмчик на мне был на рыбьем меху. Закончилась съемка, я сидел в трейлере и ждал машину, которая увезет меня в гостиницу. От холода отваливалось все. Мы сидели за рюмочкой с Александром Орловским, отогревались. Вдруг звонок: «Здравствуйте, это Ольга Семеновна Хенкина из Московского Художественного театра, мы хотим предложить вам роль Гамлета». Ситуация была для меня настолько шоковой, что я пробормотал: «Извините, я на съемках, я вам перезвоню». Потом понял, что не могу встать. У меня отказали ноги. Вот это я хорошо помню. Это было год назад. Потом позвонил Юра Бутусов и все подтвердил. 
Я не ожидал ничего такого, честно говоря. Никогда не думал, что буду это играть. Обычный вопрос журналистов звучит так: «Что мечтаете сыграть?». Я как-то не мечтаю о ролях. Мечтаю о работе, чтобы ее было много, и все. Не мечтаю о Гамлете, о Подколесине или Шуте в «Короле Лире». Я фаталист.

У вас сейчас много работы?

Не скажу, что я ею завален, но она есть. Хотелось бы побольше.

У вас было время для передышки между «Гамлетом» и «Улицами разбитых фонарей»?

Нет. Более того, понедельник — театральный выходной, и я три месяца мотался, снимался, играл в петербургских спектаклях. Жизнь моя происходит в поезде.

В каких спектаклях играете сейчас в Петербурге?

Играю в «Стороже» в Театре на Литейном. Спектакль идет уже 6-ой сезон. Там же играю «Дуэль», которая идет, к сожалению, крайне редко, во многом потому, что там занято огромное количество исполнителей. В «Дуэли» играет Саша Баргман — очень занятой артист. Собрать нас почти невозможно.

Как вы играете замкнутых неврастеников в театрах, а в сериале — оперуполномоченного?

Не вы первая в этом меня обвиняете. Может быть я неправ, но «замкнутый неврастеник» — это не мое амплуа. Это, скорее, природное свойство, которое, возможно, является недостатком, но это точно актерская краска.

Вам не страшно, что вас обязательно будут за что-нибудь клевать?

Мне страшно перед каждым спектаклем. Будь то «Гамлет», «Сторож», «Войцек» или «В ожидании Годо». У меня краснеют уши, потеют руки. Мне страшно всегда.

Ваш Гамлет, он избранник или изгой?

Что вы понимаете под словом «избранник»?

Герой нашего времени, всем очевидный. Его толпа выталкивает на заклание, на геройство.

Какие страшные вещи вы говорите. Я не знаю. Боюсь этих разговоров перед премьерой. Суеверный очень человек. Наверное, там намешаны чувства и определения потоньше, чем то, что вы сказали. Но несомненно, присутствует и то, и другое. Боюсь на самом деле об этом говорить, правда.

Как отнеслись в театре к принцу со стороны?

Здесь прекрасные люди работают. В этом смысле я попал в дружную семью. И слова благодарности огромные.

Вы говорите «Питер» или «Петербург»?

Питер. Я называл его Питером, когда он был еще Ленинградом, а я пил портвейн на набережной Невы.

Как вам в Москве? Что нравится, что не нравится?

Сначала мне не нравилось, я ничего не понимал, а сейчас привык. Я жил в гостевом доме при молдавском посольстве на углу Кузнецкого и Рождественки. И три месяца ходил прямо до театра, боялся свернуть. Был тяжелый застольный период: мы по тексту сочиняли свою историю, что неизбежно. Потом начало репетиций было тугое. Сейчас мы вышли на сцену, и репетиция на выпуске может длиться с 10 утра до 11 вечера с часовым перерывом на обед.
Несмотря на то, что я часто раньше бывал в Москве, я совсем не понимал города, он был мне чужой. А теперь мне стало даже нравиться, немножко понял Москву. Хотя Москва и Питер — разные города: и по архитектуре, и люди разные, и говор, но противостояние Москвы и Питера я не разделяю, оно, по-моему, надуманное, мнимое.
Я привез в Москву машину, мне без нее как-то плохо. В выходные сажусь в нее и… сворачиваю с прямой, по которой ходил три месяца.

Какая у вас машина?

Машина у меня большая и серебристая. В выходной выезжаю на ней за город. Направлений не знаю. Увидел место красивое — вышел и погулял. В магазины не хожу, хожу в театры. Хватает на это сил, да. Последнее, что понравилось — «Эмилия Галотти» в МХТ на фестивале NET. Понравилось очень, очень интересно. Мы поспорили с Юрой. Ему тоже очень понравилось, но он сказал: «Они хотят, к сожалению, чтобы весь европейский театр был таким — формальным». А по-моему, нет. В этом был колоссальный юмор над холодной, заведомо неэмоциональной формой, над которой они сумели зависнуть и ножками поболтать. Там роскошный язык, роскошная музыка, которая не прекращается ни на минуту, но не напоминает шарманку. Очевидно, что композитор сидел на репетициях и выверял каждую ноту по словам.

А у вас какая будет музыка в «Гамлете»?

Не скажу.

Какие планы на Москву?

Я никогда не строю планы, и в этом отношении я фаталист. Мне главное, чтобы работа была, а так я плыву по течению. 
Пресса
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005