«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Гамлет от Табакова

Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Вчера премьера «Гамлета» стала очередным возвращением в новый МХТ того репертуара, которым МХТ старый, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко в 1898 году, прославился.

Не случайно Юрий Еремин ворожил над пьесой Островского «Последняя жертва», старательно перенося ее действие в самый год рождения Художественного театра и превращая героя Олега Табакова из корыстного купца 70-х годов XIX века в просвещенного мецената эпохи модерн, этакого Савву Морозова, вложившего, кстати, немало средств в рождение новаторского театра.

Табаков придумал замечательный проект: потихоньку внедрять в сознание публики, что нынешний, табаковский, МХТ есть прямое продолжение, повторение того, в котором играли Качалов и Москвин, Книппер-Чехова и Лилина. Вот и буковка «а», втиснувшаяся в название театра в советские годы, из него выпала. И все стало почти как прежде. Пьеса Булгакова «Дни Турбиных», ставшая"советской «Чайкой» Художественного театра, идет? Идет, хоть и под другим названием. Пьеса Мольера «Тартюф», которую ставили в этом театре и Станиславский, и Эфрос, идет? Идет! В постановке Нины Чусовой! «Господа Головлевы», в которых играл великий Смоктуновский, идет? Идет! С самим Евгением Мироновым! Горький, столь важный для Станиславского, идет? Идет! И не что-нибудь, а «Мещане»!

Для полноты картины не хватало только самой знаменитой сказки и самой знаменитой трагедии. И вот Дмитрий Черняков репетирует «Синюю птицу» Метерлинка, а Юрий Бутусов показывает сегодня премьеру «Гамлета».

Если и «Синяя птица» выйдет в нынешнем сезоне, то окажется, что табаковский МХТ повторит две самые знаменитые «символистские» постановки МХТ исторического. В 1908 году появилась «Синяя птица», в 1911 году — «Гамлет».

Примерно в это же время поэт Иннокентий Анненский написал: «Не думать о Гамлете для меня… значило бы отказаться … от мыслей об искусстве, т. е. от жизни». Таково было место этой трагедии в сознании русского интеллигента прошлого века. Россия, как и весь мир, вступала в пору страшнейших катаклизмов. Таяли и готовились к гибели две великие империи — российская и английская. Век вывихнулся, расшатался, вышел из пазов, и был только один человек, «лучший из людей», как называл его Крэг, который мог эту связь восстановить. «Для меня секрет исполнения пьесы заключается в способности актера понимать Страсть… накал Страсти, спокойствие Страсти, ее экстаз… Гамлет — избранник, и все же он любит Офелию. .. и в этом проявляется его избранность … Потому что он создание Воображения, потому что он рожден Поэтом. Он не принадлежит реальности. Помните улыбку Джоконды — это улыбка Леонардо… У Гамлета — та же улыбка…», — так фантазировал Крэг накануне репетиций в Художественном.

Потому и хотелось Крэгу, чтобы играл Гамлета сам Станиславский, идеальная, по мысли великого английского новатора и театрального мыслителя, «сверхмарионетка». Они не договорились. В 1911 году Гамлета сыграл Василий Качалов. И с тех пор идеи Крэга об актере как сверхмарионетке, о ширмах, разрезающих пространство на свет и тень, волновали не одно поколение людей театра — от Мейерхольда и Вахтангова до Брехта.

О том, насколько они оказались важны для питерского режиссера Юрия Бутусова и его команды — однокурсников и «ментов» Михаила Пореченкова (Полоний), Константина Хабенского (Клавдий) и Михаила Трухина (Гамлет), — читайте в следующем номере «РГ».
Пресса
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005