«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | Сценограф Юлиана Лайкова: «Платонов – это отдельная планета, идешь как по минному полю и не знаешь, где взорвется»Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 5.10.2020 10 и 11 октября на Малой сцене Художественного театра премьера – режиссер Наталья Назарова выпускает «Ювенильное море» по повести Андрея Платонова. Сценограф спектакля Юлиана Лайкова – выпускница мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в РАТИ, по образованию она и режиссер, и художник. В 2016 году Юлиана стала обладателем звания «Лучший молодой художник» на выставке сценографов имени Олега Шейнциса. Юлиана Лайкова обладает удивительным даром идти вглубь первоисточника, вскрывать его новые смыслы, и, исходя из этого, находить очень точную визуальную форму и слову, и тому неуловимому, что она сама называет «дуновением ветра». Проза Андрея Платонова стала для художницы новым вызовом. Премьеру «Ювенильного моря» мы должны были сыграть в июне, сегодня – октябрь. Я живу с этим произведением, желая его выпустить, с костюмами, предметами, образами персонажей уже полгода. И пока спектакль не будет сыгран на сцене, материал меня не отпустит, я знаю. Конечно, я волнуюсь. Потому что это Художественный театр – театр со своей историей, с огромной жизнью «до», и ты приходишь в него своими новыми ногами молодыми, и ты должен с собой что-то принести: что-то важное. Как пошутила Наталья Вадимовна Назарова: «Юлиана, скажи, а что ты сделала для искусства?» В работе над спектаклем у меня три этапа. На первом я пытаюсь погрузиться в видение материала режиссером. Бывает «прямая сценография», когда режиссер конкретно рассказывает, чего он хочет. А бывает иначе – нужно изобразить «дуновение ветра». И я пытаюсь угадать, почувствовать, вытащить из этого «дуновения ветра» тот визуальный образ, который нужен режиссеру для создания атмосферы спектакля. Второе. Начинаешь вкрадчиво и въедливо читать: само произведение и все вокруг него. Это как путешествие в колодец: ты погружаешься все глубже между строк и первоначальных видимых смыслов, пытаясь разглядеть мир, придуманный автором. Третье. Происходит соединение смыслов – того, что открывает тебе режиссер, и того, который ты сам находишь в тексте. Так рождается третий мир – придуманный тобой. Обсуждая «Ювенильное море», Наталья Назарова не давала описания декорации, она рассказывала об атмосфере. Ей хотелось уйти от того Платонова, образ которого устойчиво сформировался, разрушить стереотип восприятия платоновских текстов. В художественном отношении это означает, что мы должны были уйти и от привычного колорита. Ведь у каждого текста есть, условно говоря, «цвет», к которому привыкаешь, который кажется уже единственным. Точкой опоры в наших поисках художественного решения спектакля стала догадка о месте, где разворачиваются события «Ювенильного моря». У Платонова – где-то на юге-востоке России. Мы вычислили, что это север Казахстана, который обладает своими ярко выраженными, особыми природными качествами. Я сама долгое время жила в Казахстане, и я хорошо понимаю, чувствую эту разницу, влияние «энергии места» на жизнь человека – там и, к примеру, здесь, в средней полосе. Картинка земли, выжженной солнцем. Этот образ, возникнув раз, уже не покидал меня. Это картинка моего детства, эта та земля, которую я видела. И чувство, которое рождало во мне воспоминание, очень точно накладывалось на чувство, вызванное текстом Платонова. Так образ выжженной земли стал доминантой сценографии, от него мы двигались и в остальных решениях. Механизмы, машины, металл, с помощью которых платоновские герои покоряют и переделывают эту скудную землю, эту выжженную вселенную, вступают в прямой контакт с природой, они уходят в песок, возникают из песка. Созданное людьми солнце – механическое, но оно светит как настоящее. Одушевленная и неодушевленная материя соединяются и становятся единым миром. У костюмов тоже есть определенный замысел. Под обжигающим солнцем меняются не только люди, но и предметы. Меняются ткани, пропустившие через себя испепеляющие лучи. Ткани выцветают, приобретают оттенок этой земли; как и она, изменяются от соприкосновения с придуманным людьми миром механизмов. Ткани теряют свою первоначальную плотность, грубость, они становятся акварельными, переливающимися. Это еще одна, уже третья стихия художественного образа спектакля. Воплощение в костюмах придуманного мной колорита было чрезвычайно важным. И, пожалуй, самым сложным. Мы их собирали из настоящих старых фактурных тканей, идентичных или близких по антуражу тому времени, перешивали, перекрашивали заново. А иногда в закромах театра находили бесценные вещи. На Евгении Перевалове, исполнителе центральной роли Николая Вермо, будет рубашка из сценического гардероба Евгения Евстигнеева, которую удалось найти в запасниках театра. Рубашку перешили, перекрасили. Теперь на ней такая бирочка – «Евстигнеев-Перевалов». И Женя говорит: я буду играть только в ней. По сложности и интересу «Ювенильное море» стоит для меня на особенном месте. Бывает, что моя работа театрального художника предполагает такой одномоментный выплеск энергии или фантазии, но этот проект потребовал очень долгой и кропотливой проработки всех деталей. Театр – условное искусство, но достоверность предметов, которые окружают героев Платонова, которыми они пользуются, должна быть безусловной. Я говорю, в том числе, о внутренней, если хотите, метафизической достоверности, а не о том или другом фасоне костюма. Даже после работы над спектаклем Андрей Платонов остался для меня загадкой. Платонов – это отдельная планета, идешь как по минному полю и не знаешь, где взорвется. И я до сих пор не знаю, права ли в интерпретации его произведения, его мира? Достойна ли я прикосновения к нему, пожатия его руки? Может быть, я это пойму, когда увижу спектакль уже на сцене? Правильно ли мы с ним поговорили, когда придумывали все наедине друг с другом. Пресса Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022 И грустно, и страшно, и смешно. На Платоновфест привезли «Ювенильное море», Андрей Парфенов, Аргументы и факты (Воронеж), 12.06.2021 МХТ имени Чехова показал в Воронеже «Ювенильное море». Фоторепортаж Андрея Парфёнова, Российская газета, 12.06.2021 Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021 МХТ им. Чехова и Архангельский театр кукол представили воронежцам постановки по книгам Платонова, видеосюжет TV Губерния Воронеж, 11.06.2021 Сказка о разрушении, Наталья Витвицкая, журнал «Камергерский, 3», № 2, 5.06.2021 Режиссёр Наталья Назарова: «Я противница насилия и не диктатор», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.12.2020 Как страшный сон
, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020 В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020 Коллективные иллюзии, Елена Алдашева, Театральная афиша столицы, 22.11.2020 «Ювенильное море»: фильм о создании спектакля, 22.11.2020 Самые интересные театральные премьеры октября, Влад Васюхин, Известия, 31.10.2020 Артем Волобуев в прямом эфире Ticketland, Светлана Бердичевская, Ticketland, 26.10.2020 Наталья Назарова в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 21.10.2020 Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию», Валерия Новокрещенова, Театрал, 20.10.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море» по повести Платонова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 15.10.2020 Контрсила мечты, Светлана Наборщикова, Известия, 13.10.2020 На малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Ювенильное море» по Платонову, Business FM, 12.10.2020 Евгений Перевалов: «Я люблю гротеск и черный юмор», Наталья Васильева, Известия, 9.10.2020 На Малой сцене МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море», видеосюжет телеканала «Культура», 8.10.2020 Режиссер Наталья Назарова: «Я хотела показать двойственность Платонова: при верности системе, он все время ее разоблачал, невольно опрокидывал то, что воспевал», Елена Федоренко, Культура, 8.10.2020 Новый взгляд на театр: чем порадует МХТ им. Чехова в новом сезоне, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 8.10.2020 Инженерная сказка, Анна Сабова, Коммерсантъ, 5.10.2020 Сценограф Юлиана Лайкова: «Платонов – это отдельная планета, идешь как по минному полю и не знаешь, где взорвется», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 5.10.2020 «Ювенильное море» на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова, Свободная пресса, 3.10.2020 В МХТ выпускают комедию о коллективных иллюзиях по Платонову, Елена Алдашева, Театр, 3.10.2020 Первой премьерой нового сезона в МХТ имени Чехова станет «Ювенильное море» по Платонову, ТАСС, 2.10.2020 Театральные премьеры октября, The Vanderlust, 29.09.2020 О визуальном решении спектакля «Ювенильное море», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 29.09.2020 Скоро премьера: «Ювенильное море» по повести Андрея Платонова, Медиацентр МХТ, 23.09.2020 Комедии нашего времени, Мария Шепталова, Российская газета, 17.08.2020 МХТ им. Чехова объявил первую премьеру нового сезона, ТАСС, 11.08.2020 |