«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | Гамлет с мечом джедаяОльга Романцова, «Газета», 2.03.2009 Режиссер Кирилл Серебренников опередил сам себя, выпустив в МХТ имени А. П. Чехова вместо ожидаемой с начала сезона «Трехгрошовой оперы» по Брехту премьеру спектакля «Киже» по рассказу Юрия Тынянова, которая прошла в субботу, 28 февраля. После фильма «Юрьев день» снова обратившись к театру, Серебренников поставил на Малой сцене МХТ динамичный и стремительный спектакль, похожий на кинофильм.«Киже» возник в репертуаре МХТ так же спонтанно, как фраза «подпоручики же» из-за ошибки стала у Тынянова «подпоручиком Киже». Табаков предложил Серебренникову поставить что-то между репетициями «Трехгрошовой», а тот вспомнил давний замысел. Несколько месяцев спустя вышел спектакль, у которого с этим анекдотом ничего общего, кроме сюжета. Серебренников выступил в трех лицах: как автор пьесы, режиссер и художник спектакля. Он развил тыняновскую историю, сделав ее размышлениями о судьбе России вообще и императоре Павле I в частности. Россия здесь странный мир, в котором у людей земля уходит из-под ног (сценический пол из сплошных выступов и бугорков сделали в мастерских МХТ), документ значит больше, чем человек, и где царит такой произвол, что единственный способ выжить и сделать карьеру исчезнуть или вовсе не существовать. Так и вышло с фантастическим подпоручиком. Стены, пол, костюмы героев все мертвенно-белого цвета, вместо воды сыплют сухую белую пудру, а императора пугают встречающиеся на просторах родины существа. Режиссер использует в «Киже» весь арсенал средств современного театра. Чисто драматические сцены можно перечесть по пальцам, важнее здесь пластика, танец, пение или музыка в стиле XVIII века (композитор Алексей Сюмак). Актеры в сложносочиненной режиссерской конструкции напоминают винтики хорошо отлаженного механизма, главное точно выполнить сценический рисунок, и каждый старается делать это по максимуму. Зло здесь не персонифицировано в одной личности, оно порождено бездействием и покорностью. Никто не принимает решений, все боятся поступков. Даже «русский Гамлет» император Павел I (Сергей Медведев), занимавшийся преобразованием страны, в пьесе чаще бездействует, глядя на свой меч, который светится, как у заправского джедая из «Звездных войн», и гибнет от удавки. И хотя в спектакле немало легких и смешных моментов, картина в целом безрадостная. Впрочем, нарисовав ее, режиссер не торопится с выводами. Зрители сделают их сами. Режиссер Кирилл Серебренников: «Спектакль родился во время репетиций» Для «Киже» я многое придумал заранее, но спектакль родился во время репетиций. Я задавал темы сцен и их последовательность, а артисты импровизировали. Мне ни разу не пришлось выступать «разводящим» и указывать им, куда пойти и где встать. Мы сделали все, чтобы в спектакле звучал максимально достоверный текст: включили подлинные дневниковые записи, биографические материалы, архивные документы. А еще развили некоторые темы. Так, встреча Аракчеева и Канта, на которую намекает Тынянов, у нас стала отдельным эпизодом. Кант произносит то, что говорил на самом деле: мы взяли это из записок Карамзина, который ездил к нему и записал его слова. Для того времени Кант был культовым философом и сильно повлиял на литературу, поэзию и движение мысли. Еще в спектакле звучат фрагменты из первого русского перевода трагедии «Гамлет», которая при Павле I была запрещена. Пресса ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016 5 спектаклей Кирилла Серебренникова о России, Алексей Киселев , teatrall.ru, 16.09.2015 Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009 Кирилл Серебренников погружается в русский морок, Алла Шендерова, Infox.ru, 4.03.2009 Пустота, ошибка, пыль
, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009 Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009 Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009 Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009 И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009 Люди и премьеры. «Киже» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 03.2009 На сцене МХТ «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009 Елена Дьякова о спектакле Кирилла Серебренникова «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009 Новый авангард Кирилла Серебренникова, радио «Культура», 27.02.2009 Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009 Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009 Кирилл Серебренников: «У нас современному театру нигде не учат», Марина Шимадина, OPENSPACE. RU, 26.02.2009 Кирилл Серебрянников вернулся в театр. Новые формы спектакля., сюжет телеканала «Звезда», 26.02.2009 Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009 Кирилл Серебренников представляет: в главной роли музыка, ВГТРК «Культура», 28.01.2009 |