Сергей Клычков

|Сахарный немец|

Сказ об одном убийстве
«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Премьера: 6 декабря 2019
Продолжительность: 2 часа 10 минут
Ориентировочная цена билетов: от 750 до 1500 руб.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта»

(16+)

Художественный театр впервые обращается к прозе Сергея Клычкова (1889-1937) – писателя и поэта, в чьём творчестве реализм переплетён с мистикой народного быта. Современные литературоведы сделали сенсационный вывод: Сергея Клычкова можно назвать основателем магического реализма, где главным критерием служит использование фантастики, растворенной в повседневности настолько, что и сама она становится в высшей степени реальной. Одним из ярчайших представителей этого литературного направления является Габриэль Гарсиа Маркес, но то, что стало открытием в 60-е и 70-е, Клычков сумел почувствовать и воплотить в далекие 20-е. Роман «Сахарный немец» написан им в 1925 г. и основан на пережитых им событиях 1916-го.

Режиссёр Уланбек Баялиев: «Главный герой романа — Миколай Митрич Зайцев, в просторечии Зайчик – человек, поцелованный Богом, поэт. У него в детстве „мечтунчик пристал к голове“, как говорит о нём мать. Воспитанный „полем за околицей и Чертухинским лесом“, он живёт в своем полусказочном мире, где и леший, и святой, и чёрт существуют очень естественно. Попадая на войну, видя весь её ужас, он пытается совместить для себя два этих мира – собственный, где сон и явь, сказка и быт равноправны, и реальный. Клычков, прошедший Первую мировую, писал другу: „Первый выстрел будто разбудил, ошеломил, накинулся на меня, как вор на дороге жизни, и сделал меня из богача нищим“. „Сахарный немец“ — история падения человека, который был рожден для спасения, но сам свершает грех и гибнет, как гибнет и вся крестьянская Русь. Убив другого, он убивает себя. У меня есть ощущение, что этот роман покаянный, и нам важно, чтобы его персонажи смогли найти прощение и милосердие. Мы хотим открыть их для зрителя и читателя, отплакать, освободить и отпустить в тот мир, в который они бы хотели уйти».
Режиссёр-постановщик и автор инсценировки
Уланбек Баялиев
Художник по свету
Андрей Абрамов
Композитор
Фаустас Латенас
Музыкальный руководитель
Алёна Хованская
Звуковой дизайн
Руслан Кнушевицкий
Сценическое движение
Леонид Тимцуник
Помощник режиссёра
Александра Григорьева
Действующие лица и исполнители
Миколай Митрич Зайцев (Зайчик)
зауряд-прапорщик
Валерий Зазулин
Прохор Пенкин
ефрейтор
Дмитрий Сумин
Иван Палыч, фельдфебель; Пек Пекыч, писарь; Аким, свекор Пелагеи
Николай Сальников
Сенька Кашехлебов, денщик; Игнатка, пастух; Дьякон
Артём Волобуев
Палон Палоныч Тараканов, капитан; Митрий Семеныч, отец Зайчика
Алексей Агапов
Клаша-мечта, Цыганка, Клаша, Незнакомка, Медсестра
Надежда Жарычева, Мария Сокольская
Пелагея Прокофьевна Пенкина, жена Пенкина; Птица, Медсестра
Ксения Теплова
Фекла Спиридоновна, мать Зайчика; Мать Клаши, Няня Клаши
Алёна Хованская
Батюшка; Отец Никанор, отец Клаши; Петр Еремеич, извозчик
Ростислав Лаврентьев
Петух, трактирщик; Друг; Немец, Другие персонажи
Антон Ефремов
Пресса
Вот пуля пролетела и ага…, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020
Неактуальная война, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 9.02.2020
«Ангелы спят, когда черти дерутся», Елена Жатько, Театрон, 3.02.2020
Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020
Как душа с телом расставалась, Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, 24.01.2020
За хвостом птицы-тройки, Ольга Фукс, Международный Институт Театра. Российский центр, 17.01.2020
«Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019
Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019
Уланбек Баялиев: «Очень полезно болеть душой», Марина Токарева, Новая газета, 17.12.2019
Сказ о несказочном времени, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 15.12.2019
«Сахарный немец» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 6.12.2019
В МХТ имени Чехова показали спектакль «Сахарный немец», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2019
Актеры МХТ приехали на родину писателя Сергея Клычкова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2019