«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | Уланбек Баялиев: «Реальность морочит нас все больше»Александра Машукова, 14.11.2019 В МХТ имени А. П. Чехова идут репетиции спектакля «Сахарный немец» по роману Сергея Клычкова, написанного им в 1925 году. В 1937 Клычков был расстрелян и еще на 80 лет практически забыт. Художественный театр возвращает писателя в литературный и театральный контекст сегодняшнего времени – такой актуальной оказывается проза Клычкова. Почему же роман так называется? В старообрядческой культуре сахар – символ греха. Это история о том, как крестьянский парень Миколай Зайцев по прозвищу Зайчик попадает на Первую мировую войну, и как убийство одного врага оборачивается для него собственной моральной гибелью. Ставит спектакль Уланбек Баялиев, ученик Сергея Женовача. Премьера назначена на 6 декабря на Малой сцене. Уланбек Баялиев – о том, почему он любит прозу Клычкова и чем она современна. «Впервые я услышал о Сергее Клычкове, когда учился в ГИТИСе на курсе Сергея Васильевича Женовача. Сергей Васильевич даже хотел ставить роман Чертухинский балакирь“. К сожалению, из девяти задуманных романов Клычков успел создать только три – Сахарный немец“, Чертухинский балакирь“ и Князь тьмы“. А желание поставить Сахарного немца“ возникло уже после окончания института, лет десять назад. Я с этой идеей долго носился, искал площадку, но тогда не получилось. Недавно снова стал думать об этом романе, и этот текст показался еще более трагическим, чем раньше. Вероятно, сегодняшнее время особенно ярко проявляет его смыслы. И когда Сергей Васильевич предложил мне осуществить тот давний замысел – да еще в таком театре, как МХТ, – все сошлось. Я очень люблю прозу Клычкова. Непрямоту его. В ней нет лобовых сюжетных построений, такое впечатление, что это растет на твоих глазах и от твоих ощущений. Говоря о частном, он рассказывает о глобальном. Деревня, откуда родом главный герой Сахарного немца“ Зайчик, называется Чертухино – и в этом есть отсылка и к чертовщине, и к тому, что находится за чертой, за гранью. Ассоциация с той Россией, которой уже нет, которая в 1920-е годы стремительно уходила в прошлое. И – что для нас сегодняшних особенно важно – разговор о том, насколько обманчива реальность. Смысл этого романа очень современен. С приходом технологий реальность морочит нас все больше. Живешь одновременно в разных мирах: твой личный, вполне благополучный мир соседствует с чудовищными новостями, которые идут параллельно в информационном пространстве. И мы все время отворачиваемся, пытаемся спрятаться. Потому что если мы откроемся ужасу, который сейчас происходит, нас просто разорвет. Клычков уже тогда чувствовал многоликость времени. В Сахарном немце“ он пишет о себе, о своем военном опыте, о взаимоотношениях с любимой женщиной, и ему страшно наблюдать собственное падение. Чтобы не сойти с ума от этой боли, сделать ее для себя понятной, он мифологизирует пространство вокруг. Его герой – поэт, особенный человек, который все время живет в двух мирах. Это попытка спастись. Это то, что происходит сегодня и с нами. Команда у нас молодая. Исполнителю главной роли Валерию Зазулину всего 22 года. Я вижу, как артисты погружаются в этот текст, как они входят в резонанс с его трагическим смыслом, с его причудливым языком. Литературоведы определяют художественный метод Клычкова как магический реализм“. Сегодня это выражение, как и слово сказка“, потеряло всякий смысл. Эти слова затерты, они ассоциируются с чем-то детским. Сказка – значит, мультфильмы, магия – Гарри Поттер. Вот наши первые ассоциации! Мы же с актерами пытаемся найти сценический эквивалент Сахарного немца“, ищем, как играть этот сказ, постоянный переход из реальности в фантазию, из явного сна в явь. Я впервые ставлю прозу. Считаю, что этот опыт необходим любому театральному режиссеру. Именно в прозе можно найти свежие имена, неизвестные или забытые. Режиссерам ведь всегда хочется чего-то нового. Это наша естественная жажда – найти новый текст». Фото Александра Иванишина Пресса Вот пуля пролетела и ага
, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020 Неактуальная война, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 9.02.2020 «Ангелы спят, когда черти дерутся», Елена Жатько, Театрон, 3.02.2020 Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020 Как душа с телом расставалась, Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, 24.01.2020 За хвостом птицы-тройки, Ольга Фукс, Международный Институт Театра. Российский центр, 17.01.2020 «Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019 Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019 В МХТ поставили роман Клычкова, которому Есенин посвятил знаменитые строки, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 18.12.2019 Уланбек Баялиев: «Очень полезно болеть душой», Марина Токарева, Новая газета, 17.12.2019 Сказ о несказочном времени, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 15.12.2019 «Сахарный немец» в МХТ им. Чехова – трагические истории грешных душ, Елена Вилле, Мир 24, 13.12.2019 Валерий Зазулин: «Это история про время, которое ломает человека», Александра Машукова, Театрал, 11.12.2019 Режиссер Уланбек Баялиев: «Мужчины в России всегда на войне», Татьяна Филиппова, Культуромания, 11.12.2019 Первая мировая война, кирзовые сапоги и русалки: в МХТ поставили «Сахарного немца», Александра Сидорова, BFM.ru, 8.12.2019 «Сахарный немец» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 6.12.2019 В МХТ имени Чехова показали спектакль «Сахарный немец», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2019 В МХТ имени Чехова готовятся к премьере «Сахарного немца», видеосюжет телеканала «РЕН-ТВ», 6.12.2019 МХТ им. А. П. Чехова инсценировал малоизвестный роман Сергея Клычкова «Сахарный немец», ТАСС, 5.12.2019 Уланбек Баялиев и Валерий Зазулин в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 4.12.2019 Актеры МХТ приехали на родину писателя Сергея Клычкова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2019 По следу забытого имени: артисты МХТ в Доме-музее Сергея Клычкова, Александра Машукова, 26.11.2019 МХТ имени А. П. Чехова представляет премьеру спектакля по роману Сергея Клычкова «Сахарный немец», Эксперт, 25.11.2019 Уланбек Баялиев: «Сергей Клычков на сорок лет опередил Маркеса», Елена Федоренко, Культура, 21.11.2019 Уланбек Баялиев: «Реальность морочит нас все больше», Александра Машукова, 14.11.2019 |