«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | Покоряющий образ вождяГ. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Вот уже два года как идет этот спектакль на сцене Московского Художественного академического театра. <…>Тысячи зрителей у этого спектакля не только в нашей стране, но и за рубежом. Отрывки из спектакля были показаны по телевидению, прозвучали по радио. И отовсюду идут в театр зрительские письма в адрес драматурга Михаила Шатрова, режиссера Олега Ефремова и исполнителя главной роли Александра Калягина. * Пишут ветераны партии и революции, свидетели и участники событий, ставших документальной основой спектакля. Для них этот спектакль как встреча с далекой молодостью. Вот что пишет член КПСС с 1919 года Г. Барулин: «Впечатление такое, будто окунулся в бурную, полную тревоги атмосферу первых послереволюционных лет. Взволнованно слушал Ленина (впервые я его слушал в Петрограде в апреле 1917 года). Заново пережил события 19171924 годов: наступление немцев и Брестский мир, гражданская война, Кронштадтский мятеж (во время его подавления я был в отряде железнодорожников), первые шаги по восстановлению страны (в железнодорожной мастерской ремонтировал вагоны), новая экономическая политика и ее последствия, смерть Владимира Ильича (в составе делегации рабфаковцев Петрограда приезжал в Москву на похороны). Как зрителю и современнику мне хотелось бы сказать, что театру удалось перенести в наши дни образ Владимира Ильича, каким он вошел в наш разум и сердце, передать революционную и вместе с тем тревожную атмосферу тех лет». Но основной зритель это дети и внуки тех, кто совершал революцию. Но и для них спектакль автобиографичен, потому что революция и сегодня определяет судьбы людей. «Видела спектакль Так победим!“,— пишет Р. Бешер Александру Калягину. Видела не то слово, вернее, пережила его вместе с вами. Говорю вам огромное спасибо за исполнение роли Ленина, за спектакль в целом, за возможность пережить то прекрасное потрясение, которым велик Театр. Дорого еще н то, что такое чувство спектакль вызвал не только у меня, старого человека, члена партии с 1920 года, но и молодого человека, моего тридцатилетнего внука. который тоже был на спектакле. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что мы с ним, люди разных поколений, отражаем пережитое зрителями переполненного зала, которые долго стоя аплодировали замечательному спектаклю». <…> Удивительное дело: еще со школьной скамьи начинаем мы изучать историю нашей страны, историю Коммунистической партии; со сцены звучат ленинские слова и мы их тоже знаем: читали, изучали, размышляли над ними. А вот ведь смотрим на сцену в великом напряжении, боясь пропустить хоть одно слово, идущее оттуда. Вот как пишет об этом москвичка Н. Каневец: «Прошло несколько дней после спектакля, когда я душой, умом и сердцем чувствовала себя в гуще событий, центром которых был В. И. Ленин. Все увиденное и перечувствованное не могу назвать спектаклем. Это было явление, где умно и вдохновенно соединились масштабность драматургии. высокоталантливая режиссура и органичное и нетрадиционное проникновение актера в образ Ленина. Я слышала тишину зала и чувствовала происходившее внутри меня (думается, и у других зрителей тоже) нравственное очищение и духовное обогащение от соприкосновения с великой жизнью. Потрясла меня заключительная сцена, когда в облике Ленина я ощутила несгибаемую твердость, решимость и непоколебимую веру. Мне было даже страшно за Ленина, ибо все это требовало нечеловеческих сил».<…> О том же и письмо из Праги от молодой девушки Даниэлы Шмидтовой: «Я работаю лектором в Музее В. И. Ленина в Праге. Музей размещен в историческом здании, где Ленин вместе с товарищами обсуждал в январе 1912 года важные и неотложные вопросы, которые стояли перед революционным движением и большевистской партией в период нового революционного подъема после нескольких лёт застоя и кризиса. В. И. Ленин, как известно, был в Праге всего три раза. Круг людей, которые тогда имели счастье встретиться с Лениным, был, естественно, узким. Этого требовала строгая конспирация. После просмотра вашего спектакля меня не покидает то чувство, что я, хотя и родилась намного позже, действительно встретилась с Лениным, говорила с ним, слушала его. Когда свет погас и на затемненной сцене остался в потоке света только Ленин со своими размышлениями, возникло неповторимое чувство. Рампа, сцена, зрительный зал все перестало существовать, и я с затаенным дыханием слушала знакомые мне мысли. Как удивительно и актуально они звучали, хотя и были написаны десятки лет назад! У меня было чувство, будто Ленин посетил Прагу в четвертый раз. По-дружески пожал руку, предостерег, чего нельзя допустить, на что обратить внимание, как бороться за наше большое справедливое дело. Как победить». <…> Спектакль окончен. На сцене Ленин. Внимательно и мудро смотрит он в зрительный зал: как вы там, потомки? Пресса О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: образ Ленина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003 Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 |