«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | МатроскинОлег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Новый мхатовский «Тартюф» во всех смыслах пышное шоу: начиная с декораций и костюмов и заканчивая необъятным Оргоном в исполнении Александра Семчева. Режиссер Нина Чусова отлично знает, как угодить публике: ее «Тартюф» из тех стопроцентных хитов, которые не снились антрепризам.Впрочем, кассу новому спектаклю способно обеспечить и простое перечисление действующих лиц и исполнителей: Тартюф, святоша, Олег Табаков, Госпожа Пернель, мать Оргона, Ирина Мирошниченко, Эльмира, жена Оргона, Марина Зудина, Клеант, шурин Оргона, Авангард Леонтьев? Вы уже, конечно, слышите этот вопрос: «Нет ли лишнего билетика?» Нынешний «Тартюф» третья мхатовская постановка хрестоматийной мольеровской комедии о богатом простаке и его хитром приживале. Первую начинал делать Станиславский, и, по свидетельству театральных историков, Василий Топорков в роли Оргона играл в 1939 г. трагедию обманутого доверия. Вторую версию, с Калягиным Оргоном и Тартюфом Любшиным, поставил в 1981 г. Анатолий Эфрос: те, кто застал этот спектакль в начале его долгой жизни, вспоминают о легкости и тонком юморе. «Тартюф» Нины Чусовой запомнится, конечно же, совсем другими вещами. Художники Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов наладили на сцене красоту не то в новорусском, не то в советско-имперском стиле: темная позолота витиеватых стенных панелей, портрет хозяина дома в массивной раме. Оргон Семчев появляется на сцене карикатурным капиталистом: синий костюм в широкую полоску, котелок, сигара; в динамиках затихает звук выхлопа мощного авто. В полосатые костюмы художник Павел Каплевич одел почти всех персонажей, пояснив это решение самым наглядным образом: прижившийся в доме Оргона Тартюф Табаков носит вместо исподнего тюремную робу. В этом спектакле вообще все очень прямолинейно и очень броско. Чусова не чурается грубоватых шуток (такого рода комизм особенно сочно отрабатывает Марина Голуб в роли горничной Дорины). Не боится явных переборов: уголовника Тартюфа с татуировкой во всю грудь повсюду сопровождают две роскошные девицы (Варвара Шулятьева и Юлия Галкина) и карлик Лоран (Владимир Федоров, знаменитый ролью тирана Туранчокса в фантастическом фильме «Через тернии к звездам»). Нина Чусова хочет быть веселой и доходчивой и то и другое ей, в общем, удается. Ее «Тартюф» недвусмысленно фиксирует на сцене ситуацию, в которой все одновременно помпезно и шатко: уже есть признаки застывания, стремления к новому имперскому стилю, но в порядке вещей как недавнее быстрое обогащение, так и быстрая конфискация имущества, а скрывать уголовное прошлое пока что излишне. В новой постановке все нарочито и напоказ и Тартюфова наглость, едва-едва прикрытая ленивым лицемерием, и Оргонова не столько доверчивость, сколько способность до последнего отмахиваться от всем очевидных вещей (и Табаков, и Семчев четко и смешно отыгрывают свои актерские задачи). Кажется, самое удивительное в новом «Тартюфе» то, как запросто соединяются здесь откровенная развлекательность и вполне откровенная социальность. По обоим параметрам спектакль точно прописан в календарном «сегодня» он хочет быть и метафорой времени, и его продуктом. Вряд ли кто-нибудь назовет эту работу среди удач сезона, но самой показательной она окажется наверняка. Пресса Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 |