«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | Нас многие считают фрикамиРоман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 Завтра во МХАТе имени Чехова состоится премьера спектакля «Терроризм» по пьесе братьев Пресняковых в постановке Кирилла Серебренникова. Имена екатеринбургских драматургов в театральных кругах стали известны года полтора назад, и никто не мог предполагать, что к премьере название их пьесы вдруг станет злободневным. Накануне ОЛЕГ и ВЛАДИМИР ПРЕСНЯКОВЫ ответили на вопросы РОМАНА Ъ-ДОЛЖАНСКОГО.- Накликали, Кассандры? О. П. : Да нет. Вот и про элиту Серебряного века говорили, что они накликали революцию. Просто была какая-то атмосфера отчаяния, предчувствия, интуиция работала. Потом сами же и пострадали. А мы написали пьесу «Терроризм» сравнительно давно, но страх определенный присутствовал, витал в воздухе, накапливался - Насколько я понимаю, вы вообще рассматриваете в пьесе не политический терроризм, а терроризм частных взаимоотношений между людьми. О. П. : Да. Все события, которые случаются в жизни общества, на самом деле рождаются там. В. П. : На уровне быта. О. П. : Именно там нивелируются те привязанности, которые мы называем религиозными, культурными, национальными. Терроризм это явление, которое преследует человека на родовом уровне. - А вас самих не принимают в столице за террористов? Документы в Москве часто проверяют? В. П. : Больной вопрос. По нескольку раз в день. О. П. : Мы успокаиваем себя тем, что в нас соединились два потока, две великие цивилизации восточная и европейская. И вся наша жизнь посвящена осознанию этого и русскому языку. - А вы знаете родной язык вашей мамы? В. П. : Немножко. Фарси сложный язык. О. П. : По крайней мере, это соединение кровей в нас мирное. Может быть, в нас заключен какой-то символический выход - Как вы пишете вдвоем? В. П. : Вдвоем вообще все делать удобнее. Не случайно и сексуальные отношения рассчитаны на двоих. - Ну, знаете, бывают варианты. В. П. : Все равно рано или поздно возникают проблемы. А нам часто одно и то же приходит в голову одновременно реплика или поворот событий. О. П. : Нам вообще комфортно жить в состоянии диалога. Для драматургии это самое плодотворное состояние. Прислушиваться к внутреннему голосу легче вдвоем, возникает взаимоотражение. - Вы на людях всегда держитесь вместе. А вы когда-нибудь вообще расстаетесь? Ну, в лифте когда-нибудь ездите поодиночке? В. П. : Бывает. Но потом очень долго, в подробностях друг другу рассказываем, как это было. - Путь из филологов в писатели был длинным? О. П. : Мы не так давно начали писать, в конце 90-х. В. П. : А до этого долгие годы разговаривали друг с другом фразами, которые потом превратились в реплики. - Вы создали в Екатеринбурге самодеятельный театр, который назвали Театром Кристины Орбакайте. Он нужен был потому, что вас не хотели ставить в других местах? О. П. : Мы по театрам не ходили и пьес туда не носили. Хотели все сделать сами. А потом тексты попали в Москву. Но есть среди них такие, которые мы все равно только сами хотим поставить. - Вам комфортно жить в Екатеринбурге? В. П. : Ощущение дискомфорта не зависит от места. - Говорят, вы боитесь самолетов и всегда ездите в Москву на поезде. У вас вообще много всяких личных фобий? В. П. : Некоторые фобии у нас развиваются. Иногда живем вроде спокойно, а в какой-то момент бац! и можно провалиться в пропасть. Обычная поездка в автобусе может обернуться такой катастрофой, которая авиации и не снилась. О. П. : Мышление тоже может быть экстремальным, катастрофическим. В моменты его обострения перестаешь замечать окружающий мир. Наверное, поэтому нас многие считают фриками, неадекватными людьми. - Сейчас о вас много говорят, театральная среда заинтригована вашими пьесами. Не боитесь медных труб? В. П. : Спокойно относимся. Знаем, что пройдет и это. Пресса «Кровь, насилие, заложники, терроризм — это наш новый мир». Как в 2002 году Кирилл Серебренников поставил в МХТ провидческий спектакль, Яна Жиляева, Forbes.ru, 23.06.2020 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002 Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 МХАТ превратится в монастырь, а «Табакерка» в Африку, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 5.11.2002 Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 |