«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | ЛицедеиНаталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012 «Французский проект» Художественного театра, начавшийся в прошлом сезоне, продолжается вновь. Уже сыграли «Предел любви» Паскаля Рамбера. Следующая проба сил «Несвоевременный визит» Копи в постановке Филиппа Шемена. Эта экстравагантная пьеса о жизни и смерти актера более всего напомнила мне яркий спектакль из прошлого Театра п/р О. Табакова «Смертельный номер» в постановке В. Машкова. Там тоже смешивались реальность и вымысел, гибель была не настоящей, победа мнимой. Музыка Майкла Наймана порабощала. Зритель ни в чем до конца не мог быть уверен, и это интриговало невероятно. В «Несвоевременном визите» все лицедействуют актер и врач, безумная певица и церемонный друг, медсестра, журналист. Все оказываются обманщиками и мистификаторами, норовящими заморочить, пустить пыль в глаза и дезертировать. Сириль (Олег Мазуров) знаменитый актер. Он смертельно болен, дни его сочтены. Для него «две остановки сердца и одна кома» норма. Но сила его актерской природы такова, что даже в больничной палате, между уколами и капельницами, он играет. И как! Меняет маски, амплуа, костюмы, мистифицирует и пугает до смерти, острит, импровизирует, каламбурит. На протяжении своего финального выхода (а весь спектакль это, в сущности, его агония) он - в центре внимания. Вокруг него кипят страсти. У него «роль главного героя в борьбе со смертью». Старый друг Юбер (Павел Ващилин) патетически собирается на прогулки по Пер-Лашез («Все там!»), где уже воздвиг для Сириля роскошный мавзолей напротив Оскара Уайльда с салоном отдыха для себя. Когда к нему врываются непрошенные визитеры гиперактивная певица Реджина Морти (Алена Хованская) и журналист (Родион Долгирев), Сириль настаивает, чтобы Юбер скрыл, что они ровесники: «Это товарищ моего отца по Сопротивлению!». На что оскорбленный в лучших чувствах друг парирует: «Мы познакомились до (!) войны!» В роли обезумевшей от вымышленной страсти к умирающему Алена Хованская превзошла себя: ее вокальные данные, помноженные на гротеск роли, обеспечили взрывоопасную смесь. Она безостановочно поет арии Кармен, Далилы, Травиаты. И предлагает Сирилю альтернативу место в пантеоне на Генуэзском кладбище. После абсурдной перебранки с Юбером о невозможности разорваться между двумя пантеонами, они соглашаются: «Правительство запрещает вывозить покойников на каникулы». Гротеск пьесы Копи в этот момент еще не достигает высшей фазы, но зрителям уже ясно, что они попали на черную комедию. Театральная стихия выходит из берегов. В действие вступают все новые персонажи доктор-экспериментатор в области нейрохирургии (Андрей Давыдов) и медсестра (Римма Коростелева), предпочитающая всем анестезиям опиум. Один из персонажей бросает в пылу перепалки: «Актеры недоуволенные!». В ответ предложение ставить спектакли в психиатрической клинике, как маркиз де Сад. В этих подсказках ключ к разгадке пьесы. Все здесь играют! Доктор после удачной трепанации черепа (мы наблюдаем лишь тени за ширмой) собирается удрать в Африку и лихо проезжает по авансцене на самокате: «Врачей надо так же легко менять, как и больных». Дамы, окончательно выйдя из образов, скандалят: «Что это за актриса? Кто ее выпустил? У меня тут главная роль, а ты - гарнир!» И тут постановщик подходит к сути драмы лицедеям в игре со смертью открываются высшие истины. Как-то незаметно игровой, безудержный стиль спектакля сменяется неожиданной мудростью. В этот момент актеры размышляют о единственном миге, когда вы - никто, не человек, не персонаж, не актер. О миге после занавеса. Этот занавес смерть. Сириль эффектно выпивает припасенный яд ацтеков, чтобы избежать последних страданий, уготованных ему болезнью. Попутно выясняется, что юный журналист вовсе не газетчик, а его внебрачный сын. (Что-то подобное ожидалось). Но даже смерть комедианта оказывается мнимой: элегантный Юбер строго замечает: «С ядом ты переборщил». Как известно, она никогда не опаздывает. «Все заканчивается, чтобы начаться вновь, даже смерть». Пресса Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012 «Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012 «Несвоевременный визит» на сцене Московского Художественного театра, телеканал «Культура», 13.04.2012 Программу «Французский театр. Впервые на русском» представят в МХТ, Анна Банасюкевич, РИА-Новости, 16.03.2012 |