Давид Львович Боровский
Народный художник РФ, Лауреат Государственной премии РФ
(2 июля 1934, Одесса, СССР — 6 апреля 2006, Богота, Колумбия)
Театральный художник. Народный художник России (1994).
В 1947—1950 гг. учился в средней художественной школе (Киев), затем работал художником-исполнителем в Киевском русском драматическом театре имени Л. Украинки. Там же — первая работа Боровского в качестве художника-постановщика: декорации и костюмы к пьесе Э. Де Филиппо “Ложь на длинных ногах” (1956, реж. И. Молостова) и последующие спектакли, среди которых “На дне” М. Горького (1963, реж. Л. Варпаховский), “Большевики” М. Шатрова (1967, реж. И. Молостова). Первый спектакль Боровского на оперной сцене — также в Киеве (“Катерина Измайлова” Д. Шостаковича, 1965, совместно с В. К. Клементьевым).
Первый спектакль в Москве — “Хочу быть честным” В. Войновича (1967) — в Театре им. Станиславского. В 1967 — 1968 гг. Боровский — главный художник этого театра. В 1967 г. приглашен Ю. Любимовым для работы над спектаклем “Живой” (“Из жизни Федора Кузькина”) Б. Можаева. Руководители органов культуры в 1968 г. спектакль запретили, и он был показан через 20 с лишним лет. Первая работа Боровского, которую увидели зрители Театра драмы и комедии на Таганке, — “Мать” М. Горького (1969, реж. Ю. Любимов). Среди спектаклей, осуществленных Боровским с Любимовым на сцене этого театра, —“Гамлет”, “А зори здесь тихие”, “Дом на набережной”, “Обмен”, “Мастер и Маргарита”, “Владимир Высоцкий”, “Преступление и наказание”, “Борис Годунов”. С 1973 г. Боровский — главный художник Театра на Таганке. С Любимовым Боровский осуществил в 80—90-х гг. ряд оперных и драматических спектаклей в театрах Италии, Германии, США и других стран.
Присущее искусству Боровского обостренное чувство жизни, свободное владение условны¬ми формами, тонкая наблюдательность и памятливость на реалии быта, которые он любит включать во внебытовые контексты, режиссерское мышление, композиционное мастерство, безошибочный выбор фактур — все эти свойства художника проявились в спектаклях, оформленных им в МХАТ. Первый из них — “Дни Турбиных” М. Булгакова (1968, реж. Л. Варпаховский, с которым Боровский неоднократно работал). В 1975 г. с А. Эфросом выпускает “Эшелон” М. Рощина. Боровский построил на сцене “скелет” товарного вагона, в котором в годы войны люди эвакуировались на Восток. По горизонтальным металлическим рельсам ходила обычная (знакомая не только эвакуированным, но и зэкам) дверь товарняка — грязноватый, красно-рыжий дощатый щит с казенной белой маркировкой, полу¬стертыми пометками мелом и т.п. Секрет “скелета” и почерк Боровского в том, что горизонтали были натуральными железнодорожными рельсами, а центральные вертикали — придорожными телеграфными столбами, потемневшими от мазута, с белыми фарфоровыми изоляторами. Меж ними, поддерживаемые деревянными стойками, — нары. На них люди в поразительно точно вспомненных одеждах военных лет и со столь же точно найденными немногочисленными бытовыми вещами тех времен.
В спектакле “Иванов” Чехова в постановке О. Ефремова Боровский дал самое, вероятно, суровое сценографическое решение этой пьесы. Он создал единую и постоянную среду, особую смесь экстерьера (цен¬тральная часть) и интерьера (боковые крылья) помещичьего дома, суховатым каре ограничивающего пустую площадку сцены (несколько подушек на ступенях вместо мебели). Пусто. Гулко. Неуютно. Словно строил эту декорацию сам герой пьесы — Николай Алексеевич Иванов. Чем-то неуловимо эта архитектура напоминала симовские декорации к первым постановкам Чехова на этой сцене — пропорциями, цветом. И острым ощущением мертвенности, необратимости умирания усадьбы: сухие стебли какого-то растения густо увивали колонны, фронтон, стены дома, пожирая его и вызывая острое чувство тоски…
Во МХАТ оформил 12 спектаклей. Кроме названных: “Утиная охота”, “Все кончено”, “Наедине со всеми”, “Серебряная свадьба”, “Тамада”, “Колея”, ”Нули”, “Учитель словесности”, “Вишнёвый сад”. В 2002 году Боровский стал главным художником МХАТ.
На драматических и оперных сценах России, Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии и США поставил около 150 спектаклей. Неоднократно был участником Пражской квадриеннале (Золотая медаль 1971 г. и Гран-при 1975 г.), лауреат Государственной премии РФ (1998), Национальной премии «Триумф» (1994), многочисленных отечественных и зарубежных премий.
А. Михайлова
Театральный художник. Народный художник России (1994).
В 1947—1950 гг. учился в средней художественной школе (Киев), затем работал художником-исполнителем в Киевском русском драматическом театре имени Л. Украинки. Там же — первая работа Боровского в качестве художника-постановщика: декорации и костюмы к пьесе Э. Де Филиппо “Ложь на длинных ногах” (1956, реж. И. Молостова) и последующие спектакли, среди которых “На дне” М. Горького (1963, реж. Л. Варпаховский), “Большевики” М. Шатрова (1967, реж. И. Молостова). Первый спектакль Боровского на оперной сцене — также в Киеве (“Катерина Измайлова” Д. Шостаковича, 1965, совместно с В. К. Клементьевым).
Первый спектакль в Москве — “Хочу быть честным” В. Войновича (1967) — в Театре им. Станиславского. В 1967 — 1968 гг. Боровский — главный художник этого театра. В 1967 г. приглашен Ю. Любимовым для работы над спектаклем “Живой” (“Из жизни Федора Кузькина”) Б. Можаева. Руководители органов культуры в 1968 г. спектакль запретили, и он был показан через 20 с лишним лет. Первая работа Боровского, которую увидели зрители Театра драмы и комедии на Таганке, — “Мать” М. Горького (1969, реж. Ю. Любимов). Среди спектаклей, осуществленных Боровским с Любимовым на сцене этого театра, —“Гамлет”, “А зори здесь тихие”, “Дом на набережной”, “Обмен”, “Мастер и Маргарита”, “Владимир Высоцкий”, “Преступление и наказание”, “Борис Годунов”. С 1973 г. Боровский — главный художник Театра на Таганке. С Любимовым Боровский осуществил в 80—90-х гг. ряд оперных и драматических спектаклей в театрах Италии, Германии, США и других стран.
Присущее искусству Боровского обостренное чувство жизни, свободное владение условны¬ми формами, тонкая наблюдательность и памятливость на реалии быта, которые он любит включать во внебытовые контексты, режиссерское мышление, композиционное мастерство, безошибочный выбор фактур — все эти свойства художника проявились в спектаклях, оформленных им в МХАТ. Первый из них — “Дни Турбиных” М. Булгакова (1968, реж. Л. Варпаховский, с которым Боровский неоднократно работал). В 1975 г. с А. Эфросом выпускает “Эшелон” М. Рощина. Боровский построил на сцене “скелет” товарного вагона, в котором в годы войны люди эвакуировались на Восток. По горизонтальным металлическим рельсам ходила обычная (знакомая не только эвакуированным, но и зэкам) дверь товарняка — грязноватый, красно-рыжий дощатый щит с казенной белой маркировкой, полу¬стертыми пометками мелом и т.п. Секрет “скелета” и почерк Боровского в том, что горизонтали были натуральными железнодорожными рельсами, а центральные вертикали — придорожными телеграфными столбами, потемневшими от мазута, с белыми фарфоровыми изоляторами. Меж ними, поддерживаемые деревянными стойками, — нары. На них люди в поразительно точно вспомненных одеждах военных лет и со столь же точно найденными немногочисленными бытовыми вещами тех времен.
В спектакле “Иванов” Чехова в постановке О. Ефремова Боровский дал самое, вероятно, суровое сценографическое решение этой пьесы. Он создал единую и постоянную среду, особую смесь экстерьера (цен¬тральная часть) и интерьера (боковые крылья) помещичьего дома, суховатым каре ограничивающего пустую площадку сцены (несколько подушек на ступенях вместо мебели). Пусто. Гулко. Неуютно. Словно строил эту декорацию сам герой пьесы — Николай Алексеевич Иванов. Чем-то неуловимо эта архитектура напоминала симовские декорации к первым постановкам Чехова на этой сцене — пропорциями, цветом. И острым ощущением мертвенности, необратимости умирания усадьбы: сухие стебли какого-то растения густо увивали колонны, фронтон, стены дома, пожирая его и вызывая острое чувство тоски…
Во МХАТ оформил 12 спектаклей. Кроме названных: “Утиная охота”, “Все кончено”, “Наедине со всеми”, “Серебряная свадьба”, “Тамада”, “Колея”, ”Нули”, “Учитель словесности”, “Вишнёвый сад”. В 2002 году Боровский стал главным художником МХАТ.
На драматических и оперных сценах России, Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии и США поставил около 150 спектаклей. Неоднократно был участником Пражской квадриеннале (Золотая медаль 1971 г. и Гран-при 1975 г.), лауреат Государственной премии РФ (1998), Национальной премии «Триумф» (1994), многочисленных отечественных и зарубежных премий.
А. Михайлова
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Вишневый сад | Художник | Режиссёр Адольф Шапиро | 03 июн 2004 |
| Учитель словесности | Художник и художник по костюмам | Режиссёр Николай Шейко | 20 мая 2003 |
| Нули | художник | Режиссер Ян Буриан | 21 дек 2002 |
| Иванов (1990) | Художник | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Игорь Власов , | 25 янв 1990 |
| Колея | Художник | Режиссёр Леонид Хейфец , Режиссёр-стажёр Ю. Соловьев, Александр Аркадин-Школьник | 30 июн 1987 |
| Тамада | Художник | Постановка Кама Гинкас | 28 окт 1986 |
| Серебряная свадьба | художник | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссер Роза Сирота , | 17 ноя 1985 |
| Наедине со всеми | Художник | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Игорь Власов , | 21 окт 1981 |
| Всё кончено | Художник | Постановка и режиссура Лилия Толмачева | 30 дек 1979 |
| Утиная охота (1978) | Художник | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Андрей Мягков , Режиссёр-ассистент Игорь Власов, Леонид Монастырский , | 26 дек 1978 |
| Иванов (1976) | Художник-постановщик | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Сергей Десницкий , (стажёр) Игорь Власов , | 26 дек 1976 |
| Эшелон | Художник | Постановка и режиссура Анатолий Эфрос , Режиссёр-стажёр Владимир Портнов , | 08 мая 1975 |
| Дни Турбиных (1968) | Художник | Постановка Леонид Варпаховский , Режиссёр-ассистент Михаил Горюнов , | 12 янв 1968 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе»
-
Телеверсия спектакля Адольфа Шапиро «Вишнёвый сад»
-
Открыто «пространство» Давида Боровского
-
Памяти Давида Боровского
-
-
6 апреля не стало легендарного сценографа Давида Боровского
-
На смерть Давида Боровского
-
Умер самый сценный художник
-
Памяти Давида Боровского
-
Как народный артист рыдал навзрыд или жизни гения
-
Не совсем Литвинова
-
Пальма в вишневом саду
-
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?
-
Дело было в туалете
-
Новый старый стиль
-
Гений вещественности
-
«Три сестры» Олега Ефремова
-