Имена

Жизнь в трубу

Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
МХТ имени Чехова показал премьеру трагикомедии петербургского режиссера, руководителя Небольшого драматического театра Льва Эренбурга по мотивам пьесы Максима Горького «Васса Железнова». Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. 

Сцена МХТ в «Вассе Железновой» похожа на косогор, полого поднимающийся от авансцены к заднику-небу. Дом владелицы волжского пароходства Вассы Борисовны просторен и пустоват, стен нет вовсе, свет простреливает пространство насквозь, а гладкие черные колонны подпирают не потолок, а пустоту. Не сразу понимаешь, что на самом деле художник Валерий Полуновский построил не дом, а корабль: в назначенный момент колонны оказываются трубами, выпускают дым и гудят, а помост все больше напоминает палубу. В конце же спектакля, после смерти заглавной героини, часть символической флотилии просто тонет, часть — уплывает неведомо куда, в вечность: одни трубы медленно уезжают под сцену, а другие — за кулисы.

Сценография напоминает о бизнесе Вассы, о ее имуществе, что вполне отвечает духу пьесы Максима Горького. В конце концов, его сочинение именно о драматическом столкновении семейных страстей и деловых интересов. Но Льва Эренбурга в отличие от его художника, кажется, мало интересует тема «Развитие капитализма в России». А вот сама Россия очень даже интересует, вернее, русская семья, здешние характеры и особый способ жизни — разгульный, грешный, неразумный. В этом смысле «Васса Железнова» буквально просилась в руки режиссера: семья Железновых-Храповых в пьесе Горького вырождается и вымирает, содрогаясь в последних конвульсиях.

Впрочем, руки у петербургского режиссера беспощадные, а взгляд его немилосерден. Со всеми русскими пьесами, которые он ставил, случается примерно одно и то же: герои попадают ко Льву Эренбургу словно к врачу. Входят в кабинет более или менее здоровыми людьми, а выходят больными — тайные (а иногда и мнимые) их пороки и душевные недуги господин Эренбург делает явными. Выходит иногда страшно, иногда весело и забавно, иногда очень болезненно-физиологично, подчас даже противно, но всегда интересно, во всяком случае неожиданно.

Воздух первого акта, если судить по предыдущим работам господина Эренбурга, оказался слишком разреженным. Вроде бы все «на месте»: и нечистоты из ночного горшка, случайно выплеснутые на исподнее Мельникова (Сергей Медведев), и похожий на эпилепсию припадок Прохора Храпова (Эдуард Чекмазов), и неловкие попытки Сергея Железнова (Сергей Колесников) повеситься на люстре, и настоящий амбарный замок, висящий на дамских прелестях служанки (Юлия Чебакова), и футляр от контрабаса, в котором нелегально приезжает в Россию сноха Железновых, революционерка Рашель (Ксения Лаврова-Глинка), да и вся атмосфера неустроенности, какой-то гротескной взвинченности, общей обиды на жизнь. И все-таки кажется, что режиссер не бросился в бой, а заключил с пьесой взаимовыгодное перемирие — двигаться вперед по тексту и сюжету, расставляя время от времени свои знакомые акценты, но не злоупотребляя ими. Все-таки не в питерском Небольшом драматическом театре ставит, а в большом Художественном.

Во втором действии соглашение теряет силу, и в воздухе спектакля отчетливо начинает пахнуть «Грозой» — не природной, а театральной, то есть спектаклем по пьесе Островского, который Лев Эренбург поставил несколько лет назад в Магнитогорском драматическом театре и который принес и театру, и режиссеру не только всероссийскую, но и международную известность, «Золотую маску», приглашения на фестивали. Так, банно-прачечная сцена, втиснутая в действие «Вассы» между строк, почти буквально воспроизводит один из лучших эпизодов «Грозы». Все бы ничего, в конце концов себя же повторяет режиссер, а не у других тащит, но действие спектакля во второй части дробится, оно так и не становится чередой талантливых фантазий, навеянных пьесой, но теряет структурную крепость, присущую пьесе. Разнообразные попытки героев совокупиться, их неловкие ласки, их агрессия и взаимная ненависть, равно как и их полеты на люстре и хмельной угар,- мрачную картину вырождения семейства второе действие сгущает и довершает, но стройности и последовательности спектакль так и не обретает.

Если для кого и стала «Васса Железнова» совершением, то не для режиссера, а для актрисы Марины Голуб. Вокруг этого назначения в театральных кругах много шептались, и далеко не восторженно: во-первых, первоначально роль предназначалась другой актрисе, во-вторых, госпожу Голуб принято считать актрисой характерной, комедийной, веселой. Роль, однако, получилась очень серьезной, содержательной, насыщенной. Дело не в том, что Лев Эренбург решительно сломал некий стереотип: играть Вассу не громогласной матроной и не властной старухой уже давно не означает совершить революцию на театре. Дело в том, что Железнова получилась у госпожи Голуб действительно объемной — здесь она хлопотливая, словоохотливая тетка, тут смертельно уставшая от непосильного груза женщина, а там железная домоправительница. Ей приходится быть разной (и актриса очень хорошо оправдывает эти переходы, не превращая героиню ни в переменчивую истеричку, ни в коварного оборотня), но не получается быть счастливой. Бесформенно и грузно лежит в финале она, мертвая, в своем кресле, а рука в смертельной судороге сжимает волосы дочери. Что будет с имуществом, волнует в этот момент только революционерку Рашель, а дочь покойной запоздало плачет: «Я хочу побыть с тобой, мамочка…»
Пресса
Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017
Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 8.12.2017
Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017
«Для меня зажим — это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001