Имена | 5 увлекательных дневников мхатовцевАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025 «Я никуда не выезжаю без дневника. В поезде всегда надо иметь для чтения что-нибудь захватывающее», – говорила очаровательная Гвендолен в пьесе Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». Для многих личный дневник становится спутником всех главных событий их жизни, задушевным собеседником и конфидентом. Иногда люди спустя годы уничтожают свои дневники, но некоторые их хранят. В итоге эти записи для себя могут оказаться в музее или быть опубликованы. Опубликованные дневники – чтение поистине захватывающее. Ведь даже если автор дневника подредактировал свои записки, имея в виду их возможное обнародование, это все равно непричесанная жизнь, это детали быта и характеристики людей, которые нигде больше не прочтешь.Предлагаем вашему вниманию подборку из пяти опубликованных дневников людей Художественного театра. Дневник Алисы Коонен «Моя стихия – большие внутренние волненья» – так называется книга дневников Алисы Георгиевны Коонен, вышедшая в 2021 году в издательстве «Новое литературное обозрение». В ней опубликованы тетради великой трагической актрисы за почти полувековой период, с 1904 по 1950 год (вступительная статья и комментарии Марии Хализевой). Примерно две трети этих страниц посвящены Московскому Художественному театру. Алиса, пришедшая в МХТ в 16 лет, записывала все, что думала и чувствовала. Как путешествовала с труппой Художественного театра по Европе и как вводилась на свои первые роли, как ее появление в театре восприняли именитые коллеги. И конечно, она писала о своей любви к Василию Качалову. Это увлечение началось еще в гимназии и, пройдя через длительный период все более экзальтированных романтических грез, превратилось, наконец, в подлинную страсть. Чувство оказалось взаимным. Расстаться с Василием Ивановичем Коонен смогла, только уйдя из Художественного театра и встретив главного режиссера своей жизни и своего будущего мужа – Александра Таирова. Дневник Василия Лужского Один из основателей МХТ, сорежиссер Станиславского и Немировича-Данченко по множеству спектаклей, замечательный педагог, глубокий артист незадолго до смерти в 1931 году внимательно перечитывал свои дневники: что-то вымарывал, а где-то добавлял комментарии. Его тетради в 2022 году вышли в издательстве «Артист. Режиссер. Театр». Книга называется «Василий Лужский. Беглые воспоминания. 1928. Последний дневник. 1930 – 1931» (вступительная статья и комментарии Марии Львовой). В дневниках Лужский вспоминает о детстве, записывает свои впечатления от встреч с разными, часто выдающимися, людьми, рефлексирует по поводу собственной профессиональной недовоплощенности (занимавшийся в театре и мхатовских студиях множеством разнообразных вещей, он считал, что не состоялся в чем-то главном). Самое интересное в этой книге – то, как накладываются друг на друга два времени: период Первой мировой войны и рубеж 1930-х, как ощущает себя Лужский в обеих этих эпохах. Дневник Валентина Смышляева Дневники актера и режиссера Первой студии МХТ, педагога Валентина Смышляева публиковались дважды, и оба этих издания – настоящие библиографические редкости. Сегодня расскажем об одном из них: книге «И вновь о Художественном. МХАТ в воспоминаниях и записях. 1901 – 1920» (составитель и автор комментариев Мария Полканова, издательство «Авантитул», 2004). Друг Михаила Чехова и соратник Евгения Вахтангова, Смышляев был оригинальной личностью и настоящей «белой вороной» среди мхатовцев: выходец из семьи профессиональных революционеров, он с юных лет разделял взгляды большевиков и принимал участие в нелегальной работе. Как пишет Мария Полканова, «“стариков” МХТ шокировал его большевизм, вступление в партию большевиков, из которой он, впрочем, вышел в 1921 г. вскоре после подавления Кронштадского восстания». Однако именно Смышляев смог вызволить из тюрьмы Станиславского и Москвина, когда в августе 1919 года, во время прорыва белой армии к Москве, они были арестованы как заложники. Дневники, опубликованные в книге, охватывают 1917–1920 годы. Любовь и революция – так можно обозначить их главные темы. Валентин Сергеевич был влюбчив и немало писал о своих романических переживаниях. С большим подъемом фиксировал он и события революционных дней, рассказывал и о том, как реагировали на кардинальный слом жизни в Художественном театре. Дневник Ивана Кудрявцева Самыми известными ролями Ивана Кудрявцева в Художественном театре были Николка в «Днях Турбиных», сыгранный в юности, и старец Зосима в «Братьях Карамазовых», ставший его последней ролью. Этот тонкий, интеллигентный артист, как и Василий Лужский, чувствовал себя недовоплощенным, не до конца состоявшимся. Может быть, поэтому находил для себя отдушину не только в актерстве: Иван Михайлович серьезно занимался изучением «Слова о полку Игореве». Древнерусский язык он хорошо знал еще с юности: когда-то Кудрявцев, сын сельского священника, учился в духовной семинарии. Дневники Кудрявцев вел всю жизнь. В Музее МХАТ хранятся 37 его тетрадей, часть которых увидела свет в 2019 году. Книга «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники» вышла в издательстве “Navona” (составление и комментарии Татьяны Горячевой, Зинаиды Удальцовой, Екатерины Шингаревой, предисловие Екатерины Шингаревой, общая редакция и предисловие к послесловию Анатолия Смелянского, послесловие Инны Соловьевой). Чрезвычайно интересны воспоминания Кудрявцева о детстве, его рассказы об общении со Станиславским, его свидетельства о напряженной атмосфере во МХАТе в начале 1930-х годов. А страницы, посвященные личности артиста МХАТа Владимира Синицына, трагически погибшего весной 1930 года, – это настоящий памятник другу. Ведь если бы не Кудрявцев, то память об этом исключительно талантливом и тонком человеке уже бы растворилась, исчезла. Дневник Алексея Гаврилова Милиционер Алексей Гаврилов дежурил на спектаклях МХАТа во второй половине 1920-х годов. Это был интеллигентный милиционер: неслучайно в театре ему дали прозвище Князь. Гаврилов обожал спектакль «Дни Турбиных», смотрел его более 150-ти раз и даже по памяти записал эту пьесу Булгакова, которая тогда еще не была опубликована. Он был влюблен в актрису Аллу Тарасову, беседовал на равных с Булгаковым и Всеволодом Ивановым. В своих дневниках Гаврилов отмечал нюансы актерской игры, накладки, которые случались на спектаклях, сравнивал между собой исполнителей отдельных ролей. Милиционер-театроман оставил бесценные свидетельства о том, как была устроена жизнь МХАТа в 1920-е годы: о работе «конторы» и гардероба, билетеров и рабочих сцены, о поведении публики. Внимательный глаз Гаврилова отмечал парочки, целующиеся в полумраке фойе, детей, которых родители привели на вечерний спектакль, но вынуждены были оставить «в конторе», и многие другие сценки. Записи Князя (вместе с дневниками Федора Михальского, легендарного администратора МХАТа) были опубликованы в 2019 году в книге «Художественный театр после революции. Дневники и записи. Федор Михальский. 1920 – 1924. Алексей Гаврилов. 1927 – 1932» (составление Сергея Никулина, предисловие Алексея Бартошевича, научная редакция и комментарии Марии Львовой). И это очень увлекательное чтение! Оригинал статьи Пресса 5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025 Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024 Любовь, (авто)цензура и власть, Алексей Мокроусов, Новая газета, 8.02.2021 Судьба дневника, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 18.12.2020 Парадокс об актрисе, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.12.2020 Что читать: Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 5, Павел Руднев, ПостНаука, 11.09.2015 Острова. Алиса Коонен, телеканал «Культура», 31.10.2011 Алиса Коонен. Творческий портрет. 1969 г., Старое радио |