Имена

В МХТ свили гнездо

Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009
Белый рояль. Белый балкон с балясинами. Платья на кринолинах. 1842 год. Уездный город О… Дворяне. Как себе представляют уплывший в небытие ХIХ век, показали на сцене Художественного, где режиссер Марина Брусникина выпустила «Дворянское гнездо» Тургенева. Насколько актуальны сегодня тургеневские барышни и их взаимоотношения с мужчинами, наблюдал обозреватель «МК».

Весь уездный городок О… раскинулся на малой сцене вверх и вниз. Над черным кабинетом, освеженным только белым роялем, навис белый массивный балкон с точеными балясинами (лаконичная сценография Алексея Порай-Кошица и Екатерины Кузнецовой). Вообще все тургеневское «гнездо» строго выдержано в белых тонах — костюмы героев тоже в светлой гамме. Впрочем, согласно решению художницы Светланы Калининой, чистоту разбавят два костюма (мужской и женский) цвета изумруда, надетые на не очень хороших людей — порочную Варвару и карьериста Паншина.

Отважный человек режиссер Брусникина, взявшаяся за большой роман о неведомой жизни, неведомых людях, говорящих так непонятно: «Владимир Николаевич навел речь на музыку», — но так красиво, как бывает необъяснимо красиво в антикварных лавках — ведь умели, делали, а секрет утрачен.

Секрет Марины Брусникиной в ее почтении к хорошей литературе и хорошем вкусе при работе с ней. Опущены роскошно написанные Тургеневым исторические подробности из жизни героев (например, родословная Лаврецких, Калитиных, Коробьиных…) Тильзитский мир, вольнодумство, 1825 год — их тоже нет на сцене. Зато есть прозрачная, словно ускользающе-текучая, проза — и в диалогах, и в авторском тексте, оставленном героям.

Вот входит Лаврецкий в светлом сюртуке — Дмитрий Дюжев — и говорит о Лаврецком же:

 — Войдя однажды в отсутствие Варвары Павловны в ее кабинет, Лаврецкий увидал на полу маленькую, тщательно сложенную бумажку. Он машинально ее поднял, машинально развернул и прочел следующее, написанное на французском языке: «Милый ангел Бетси! (Я никак не решаюсь назвать тебя Barbe или Варвара — Varvara.) Я напрасно прождал тебя на углу бульвара; приходи завтра в половине второго на нашу квартирку».

Актеры существуют в двух измерениях: как персонажи и как актеры, на них смотрящие: герои и их комментаторы. Такое скольжение весьма рискованное, и гарантия качества здесь только мастерство. Ну а тут… можно только руками развести — на сцене мощнейшая команда. Сразу три мхатовских бриллианта — Нина Гуляева, Наталья Егорова и Дмитрий Назаров. Это тот самый Художественный театр, где подлинность существования измеряется каратами. Паузы, междометия, полувзгляды, хохот, всхлипывания, молчание — что тут особенного? А образы объемные, полноценные. У каждого неповторимая пластика роли: широкая, сочная у Егоровой, ухватистая, смешная у Гуляевой. А Христофор Теодор Готлиб Лемм, учитель музыки в исполнении Назарова, — неспешно-печально-трогательный. Даже в небольшой роли Гедеоновского — Владимир Тимофеев — хорош и точен.
Вторые и третьи роли делают атмосферу спектакля. А что же главные — Лаврецкий и Лиза Калитина?
Несмотря на разницу в положении и статусе (студентка Яна Гладких и кинозвезда), оба находятся в одинаково сложном положении дебютантов: ее никто не знает, его, как смешного верзилу, знает вся страна. А тут не «Жмурки» убогие — драма высшей пробы! Хорошо, что в МХТ ходит воспитанная публика и при первом явлении звезды Дюжева на сцене не раздаются попсовые аплодисменты. Но скорее тому виной и сам Дюжев — он здесь другой. По сути, это первая большая драматическая роль острохарактерного артиста. И надо сказать, что в этом качестве Дмитрий оказался куда интереснее всех своих предыдущих «жмуриков». Он прекрасно читает текст от третьего лица и легко переходит на диалог. Его сцена с Лизой в финале первого акта почти без слов, но в воздухе поселяется и трепет, и страх, и невозможность счастья.

Жизнь людей, независимо от времени и прописки, пустота и ценность слов, невозможность счастья, что было в руках, случайность факта жизни и реальность факта смерти — сыграли артисты.

«Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, — увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо».
Пресса
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Дмитрий Назаров в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 24.12.2021
Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021
Вся палата травится, Наталья Стеркина, Независимая газета, 15.12.2021
Петушки над гнездом кукушки, Вадим Рутковский, CoolConnections, 9.12.2021
На территории хаоса, Александра Машукова, Театр, 26.11.2021
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
Сергей Собянин поздравил Дмитрия Назарова с 60-летием, официальный сайт Мэра Москвы, 4.07.2017
Ликбез по обольщению, Зоя Игумнова, Известия, 12.01.2017
Без коварства — про любовь, Наталья Шаинян, Театрал, 5.01.2017
Дмитрий Назаров в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.12.2016
«Москва 24» о премьере «Спящего принца», видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.11.2016
Террариум единомышленников, Александр Малюгин, Аргументы недели, 25.08.2016
Русский Де Ниро, Ольга Стопинская, vesti.lv, 23.08.2016
На «носовом платке» со зрителем, Татьяна Добрицкая, Мурманский вестник, 28.11.2015
МХТ на ярославской сцене, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославсль), 20.01.2015
Дмитрий Назаров: «Мы мечтали соединиться с миром», Андрей Архангельский, Огонёк, 22.12.2014
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Всё умеет русский актёр, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 5.12.2012
«Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012
Дмитрий Назаров отмечает 55-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009
В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009
Ищите под елкой, Владимир Анзикеев, Трибуна, 29.12.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
Дмитрий Назаров. Хотите, тучу разгоню руками?, Татьяна Рассказова, Мегаполис — Экспресс, 6.09.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004