Имена | Гурмыжская пущаЕлена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004 Сочинение господина Островского «Лес» позиционируется как комедия. В этом отразилось, мягко говоря, своеобразное представление о природе смешного, испокон века свойственное нашим авторам. Драма у нас фактически приравнена к трагедии и всегда идет об руку со смертью. Кончина (по возможности кровавая) одного или нескольких персонажей является непременным атрибутом русской драмы. Все остальное числится по разряду комедии. Положим, в человека стреляли, но промахнулись, или он на ладан дышал, но таки выжил, или пытался утопиться не то удавиться, да не вышло
по всем этим поводам сердце отечественного литератора исполнено ликования и веселья.Если бы Катерину Кабанову вовремя вытащили из Волги и определили премьершей в провинциальную труппу, «Гроза» считалась бы комедией. Если бы Костя Треплев промазал вторично, мы имели бы полное право потешаться над его забинтованной головой. Комедия а-ля рюсс совсем не тот жанр, к которому привык современный, благополучный и легкомысленный западный мир. Возьмем для примера «Лес». Богатая барыня седина в шиньон, бес в ребро воспылала страстью к смазливому юнцу и прогнала из дома родного племянника. Племянник, человек уже не молодой, без копейки денег и каких-либо твердых надежд на будущее, таскается по России, преодолевая на своих двоих совершенно фантастические расстояния (между Керчью и Вологдой, по моим подсчетам, около 1800 км). Симпатичная девушка живет у вышеупомянутой барыни на положении бедной родственницы, бесприданницы, и бросается в омут по причине несчастной любви. Ее, однако, достают, делают искусственное дыхание, после чего сначала предлагают поприще творческое таскаться по России вслед за двумя неудачниками, а затем дарят 1000(прописью одну тысячу) рублей, чтобы она могла выйти замуж за никчемного папенькиного сынка, променять постылый дом Гурмыжской на высокий забор кулака Восьмибратова Обхохочешься. «Лес» Кирилла Серебренникова гораздо ближе к комедии, чем драматургический оригинал. Здесь мало оснований валиться под кресло, зато три с половиной часа ты смотришь на сцену с улыбкой умиления, которую время от времени озаряет светлая слеза. И она, улыбка, не становится от этого хуже. Действие перенесено примерно на век вперед в 60-80-е годы двадцатого столетия. Фотообои с видами природы, чешский хрусталь, китайская соломка, мебель из ДСП (со сцены едко потягивает поливинилхлоридом), а в центре о, Боже! лакированный сундук на тонких ножках, ламповая радиола «Ригонда», возле которой прошло, между прочим, и мое детство И льется, льется из динамиков музыка прошлого (хотя для героев «Леса» это песни далекого будущего). Расшитые дубленки, сапоги на платформе, синтетические водолазки, первые кожаные пиджаки сказочного шоколадного отлива. Сберкнижка в заветной шкатулочке и духи «Красная Москва», за которые упорно держатся соседки Гурмыжской дамы с крутым перманентом в фиолетовых волосах. Островским задуманы были соседи мужеского пола, но Серебренников поменял окончания имен и фамилий: Раисе Павловне, чтобы врать, сплетничать и хвастаться отечественной ювелиркой (за неимением художественных достоинств ценившейся на вес), конечно, необходимы подруги. Светские дамы, советские дамы разница-то в одной букве Оголтелым мещанкам противостоит алкаш-интеллектуал Несчастливцев: вернувшись в родные пенаты, он с дрожью в голосе декламирует Бродского. Нешуточный разговор Геннадия Демьяновича с Аксюшей происходит на детской площадке, среди разных качалок-каруселей. Счастливцев назначает Улите свидание на парковой скамейке (скульптуры поблизости не хватает: если не девушки с веслом, так пионера с горном); а разоблачаясь перед новым возлюбленным, Улита остается в жуткой советской комбинашке из серии «раз увидишь не забудешь». Петя бренчит на гитаре Высоцкого: «Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно», абсолютно точно характеризуя положение Аксюши, но напрасно обещая ей светлый замок с балконом на море. Буланов говорит «креститься надо», а сам «будь готов» обеими руками делает. «Пожалуйте ручку» имеется в виду манжета манометра, Гурмыжской меряют давление. Глагол «позвонить» обозначает уже не колокольчик для вызова лакея, но обыкновенный телефонный аппарат, правда, антикварного, по нынешним временам, обличья. Этот перескок во времени, бытовое оформление сцены и песенные хиты напомнили мне «Игроков» Сергея Юрского, поставленных во МХАТе, наверное, лет пятнадцать назад. Правда, у Юрского Наталья Тенякова играла отельную горничную, а у Серебренникова ей отведена роль поистине бенефисная. Раиса Павловна Гурмыжская мечется по дому под завывания Лолиты Торрес, отчаянно смолит, а поздняя любовь волнует ей остатки женского нутра и наливает гипертонией затылок. Драма женщины, не просто стареющей, но старой, которая думает, однако, что она стареющая, и трепетно рассчитывает возродиться из пепла. Надо сказать, чудо по имени «Феникс» является нам неоднократно: Гурмыжская меняет парики и туалеты, из шерстяных носков перепрыгивает в изящные босоножки; только что это была раскисшая рухлядь, припертая к стенке племянником, а сейчас платиновый водопад по плечам, лакированные ботфорты, обезоруживающе смелое мини Не Раиса Павловна Алла Борисовна. И если молодая уже не молода, для мозгляка Буланова она все равно чересчур роскошна. Ясно, что перед нами человеческая трагедия, тетушкин сон, что Буланов старую дуру выдоит и выбросит, и те, кто явился на составление завещания, а попал к праздничному столу, не зря приволокли с собой венки. Похоронным звоном зазвучат для Гурмыжской венчальные колокола. Вот он стоит, жених, в торжественную минуту инаугу простите, помолвки. Ноги на ширине плеч, руки на причинном месте, а голос такой вкрадчивый, а улыбка такая чистая, а взгляд такой прозрачный. И глумливо покатывается со смеху зал, потому что, кроме смеха, ничего нам не осталось. Россия, дура старая, влюбилась в молодого. Поверила. Не думаю, что Кирилл Серебренников полагает «Лес» в своей биографии событием эпохальным. Поиск собственного сценического языка ему милее осуществлять на площадках камерных, свободных от кассовой зависимости и открытых для эксперимента. Меж тем не знаешь, где найдешь. В области крупных форм режиссер Серебренников вполне сложился. Его стиль я бы назвала великолепной эклектикой когда актеры скачут по верхам с ловкостью и легкостью белок, когда спектакль собран из отдельных «штучек» частью несущих конструкцию, частью совсем бездельных, с той оговоркой, что эти безделицы уместны, продуманны и логичны. У Серебренникова избыточная фантазия как у Пелевина, как у того же Бродского. Он хочет впихнуть в три часа сценического времени и то, и это, и пятое, и десятое, а почему есть пятое, но нет шестого, почему вот это обыграно, а вон то пропущено, спрашивать смысла нет. Серебренников человек свободный. Может быть, это самое привлекательное его качество. Сидишь и думаешь: как здорово, что на сцене озоруют, и как хорошо, что озоруют с умом Конечно, «Лес» рубят, щепки летят, но подловить Серебренникова трудно. Скажем, в брежневские времена не было в России людей, более популярных, чем актеры. В этом отношении прозябание Счастливцева-Несчастливцева довольно-таки не типично. Но и тут режиссер выкрутился: у разоблаченного Геннадия Демьяновича автографы просят, фотографируются с ним на память, только вот за человека категорически не держат. В «Лесе» не просто концы с концами сходятся, но, самое главное, актеры в трех соснах не блуждают. Если и есть поначалу ощущение, что текст Островского и визуальный ряд Серебренникова тянутся двумя параллельными линиями, то точку пересечения эти линии находят довольно скоро в зале ожидания, где под грохот электричек встретились за кружкой пива Счастливцев и Несчастливцев. Ведут они крайне актуальный диалог о гибели сценического искусства, и чем больше на стойке пустой посуды, тем круче пафос. Тем более что собутыльники на котурны из пивных кружек неловко взгромоздились. Опасная мысль Счастливцева: «Не удавиться ли мне?» написана в высоте цветными лампочками. Будто «С Новым, 1975-м годом, дорогие товарищи!» или «Слава КПСС!». Буквально несколько деталей преображают неизменное в принципе пространство из дома Гурмыжской в заплеванный пристанционный буфет, а его, в свою очередь, в банкетный зал единственного на всю округу ресторана. Как этот общепитовский рай называется? Ну, разумеется, «Не удавиться ли мне?» Аркашка и Геннадий Демьяныч, Авангард Леонтьев и Дмитрий Назаров дуэт блистательный. Играют они совершенно по-разному, демонстрируя два типа юмора. Комик яростно бултыхается, как перевернутый на спину жук. На голове у него полиэтиленовый пакет от дождя, в руках сетки для яиц с походной «библиотекой». По сравнению с Назаровым Леонтьев кажется поразительно маленьким, но в спектакле его фигура из самых заметных. Памятуя об ужасной (будем говорить честно провальной) роли Клеанта в «Тартюфе», вздыхаешь с облегчением: как прекрасен Леонтьев, когда он на своем месте Благородный трагик покоряет зал актерской и мужской мощью Назарова; благодаря ему спектакль раздвигается не только вширь, но и вглубь, хотя изначально ни на какую особую глубину заявки вроде бы не подавалось. Рядом с Назаровым, при его поддержке лучшую свою сцену проводит и юная Анастасия Скорик Аксюша. Аркашка и низок, и мелочен, но ум у него ясный. Наглядно объяснил залу классовое расслоение между партером и ярусами. Несчастливцев сам горит и других подпитывает энергией заблуждения: кто запутался в собственной жизни, всегда может отправиться играть чужие. Придумайте себе другой мир и утешьтесь. Геннадий Демьяныч велик, как Наполеон после разгромного Ватерлоо Спектакль Серебренникова посвящен «Советскому Театру и Всеволоду Мейерхольду». На самом деле, по-моему, сделан он в память о нашем детстве детстве поколения постпостпостмейерхольдовского. А детство, хоть оно и школьное, и застойное, иначе, кроме как с ностальгической нежностью, вспоминать невозможно. Ну не получается у меня принять обвинительный приговор Несчастливцева в адрес обитателей усадьбы Пеньки (той, что в пяти верстах от города Калинова, где Катерина утопилась). Разве эти дамочки в возрасте элегантности «совы и филины», «порождение крокодилов»? Они же из моего детства. Не любить их я просто не могу. Музыкальный рефрен «Леса» пахмутовская «Беловежская пуща». Песня, перегруженная смыслами: во-первых, «пуща» равняется «лес»; во-вторых, когда Буланов в облике ВВП исполняет ее вместе с прелестным детским хором, никуда не денешься от политических аллюзий; и наконец (наплевать на все намеки) зал почти уже начинает проникновенно и солидарно подтягивать припев. «Дети зубров твоих не хотят вымирать», про какое поколение этой страны поется? Вернее, к какому поколению это не относится? А еще будет общая финальная «Летка-енка» Ах, черт, мне даже жаль вам все рассказывать. Жаль, что для вас не будет сюрпризом то, что так радовало, изумляло и умиляло меня на протяжении трех с половиной часов. Простите великодушно. Пресса Хабенский, Бабушкина, Зудина: МХТ им. Чехова открыл новый сезон. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 2.09.2022 Мастер-класс Дмитрия Назарова «Профессия, которую мы теряем», Медиацентр МХТ, 29.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022 Дмитрий Назаров в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 24.12.2021 Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021 Вся палата травится, Наталья Стеркина, Независимая газета, 15.12.2021 Петушки над гнездом кукушки, Вадим Рутковский, CoolConnections, 9.12.2021 Трансляция пресс-конференции в МИЦ «Известия» с создателями спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», Известия, 3.12.2021 «В дурдоме не умничают»: в МХТ им. Чехова премьера спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», Елена Вилле, Мир 24, 1.12.2021 Дмитрий Назаров в программе «Главная роль» о премьере спектакля «Вальпургиева ночь», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 29.11.2021 «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 27.11.2021 МХТ имени Чехова готовит премьеру спектакля «Вальпургиева ночь», видеосюжет телеканала «Культура», 26.11.2021 На территории хаоса, Александра Машукова, Театр, 26.11.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Сергей Собянин поздравил Дмитрия Назарова с 60-летием, официальный сайт Мэра Москвы, 4.07.2017 Ликбез по обольщению, Зоя Игумнова, Известия, 12.01.2017 Без коварства про любовь, Наталья Шаинян, Театрал, 5.01.2017 Дмитрий Назаров в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.12.2016 На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Спящий принц», видеосюжет телеканала «Культура», 17.11.2016 «Москва 24» о премьере «Спящего принца», видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.11.2016 Сбор труппы МХТ им Чехова 30 августа 2016 г. Фоторепортаж Галины Фесенко, КультМск, 31.08.2016 Террариум единомышленников, Александр Малюгин, Аргументы недели, 25.08.2016 Русский Де Ниро, Ольга Стопинская, vesti.lv, 23.08.2016 На «носовом платке» со зрителем, Татьяна Добрицкая, Мурманский вестник, 28.11.2015 Послушайте! Вечер Дмитрия Назарова в Московском международном Доме музыки (2012 г.), телеканал «Культура», 5.11.2015 Первый русский принимает на своей сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет ГТРК «Ярославия», 19.10.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 Мхатовцы отметили день рождения Пушкина «Ночью поэзии», Московский комсомолец, 6.06.2015 Дмитрий Назаров в программе «Линия жизни» (2010), телеканал «Культура», 30.05.2015 МХТ на ярославской сцене, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославсль), 20.01.2015 Дмитрий Назаров: «Мы мечтали соединиться с миром», Андрей Архангельский, Огонёк, 22.12.2014 «Лес» в фотографиях Алекса Йоку, 1.11.2014 МХТ. Вручение памятных знаков «Чайка». Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 26.10.2013 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013 Всё умеет русский актёр, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 5.12.2012 «Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012 Дмитрий Назаров отмечает 55-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2012 Мэр столицы поздравил Дмитрия Назарова с юбилеем, радио «Говорит Москва», 4.07.2012 Дмитрий Медведев поздравил с днем рождения актера Дмитрия Назарова, РИА-Новости, 4.07.2012 Рената Литвинова vs. Марлен Дитрих: «Свидетель обвинения» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.06.2012 В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта
, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012 «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 «Мастер и Маргарита». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 24.10.2011 Дмитрий Назаров в программе «Театральная среда братьев Верников», Вадим Верник, радио «Культура», 5.10.2011 Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Мастер и Маргарита», видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.09.2011 «Мастер и Маргарита» в МХТ: вечная история, случившаяся в наши дни, фотолента РИА-Новости, 6.09.2011 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009 В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009 Люди и премьеры. «Дворянское гнездо» Марины Брусникиной, телеканал «Театр», 11.2009 Ищите под елкой, Владимир Анзикеев, Трибуна, 29.12.2006 Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006 Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005 Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005 К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005 Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005 Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004 Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004 Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004 Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004 «Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004 Дмитрий Назаров. Хотите, тучу разгоню руками?, Татьяна Рассказова, Мегаполис Экспресс, 6.09.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 К лесу задом, к зрителю передом, Итоги, 11.01.2004 |