Имена | Заглянуть на дно обрываЛюбовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Пожалуй, сегодня трудно найти более старомодного автора, чем Иван Александрович Гончаров. Его-то и в школе проходят по обязанности, навсегда запоминая добродушного Обломова, утопившего свой талант в лени и таким образом превратившегося в имя нарицательное. Осколки детской памяти проецируются на взрослую жизнь, и вот уже кажется, что ничего нового о героях Гончарова сказать нельзя, разве только с высоты технического прогресса посочувствовать их однообразной жизни, где все разговоры крутятся вокруг пирогов, сенокосов, охоты, приданого.Тем не менее один из самых современных режиссеров Адольф Шапиро инсценирует роман Гончарова «Обрыв» и ставит ультрасовременный спектакль на сцене Чеховского МХТ. Почему? Что за потребность такая, неужели мало современных пьес? Пьес-то полным-полно, а вот такого художественного языка, как у Гончарова, нет, и потом это так увлекательно перекинуть духовный мостик из XIХ века в ХХI. Ведь какие бы ни велись разговоры в их основе всегда лежит понятие счастья, ну и, конечно, любви, верности, дружбы. Люди могут ошибаться, блуждать в потемках, каяться и грешить, но в конце концов приходят к Богу. Все это есть в романе Гончарова, где под «Обрывом» подразумевается пропасть, куда падает человек, обуреваемый страстью, обрывая все нити с разумными доводами и неподкупной логикой. Ну а теперь скажите, разве это не современная тема? Только тут нет пошлости и наглядной агитации в вопросах секса, уличного сленга и модного «вербатим», когда не поймешь, то ли ты в театре сидишь, то ли реалити-шоу наблюдаешь в заплеванном кабаре. Будучи культурным режиссером, коих остается все меньше и меньше, Адольф Шапиро подобрал для своего спектакля удивительную актерскую команду, в которой первым номером идут Ольга Яковлева и Станислав Любшин. Увы, время бежит так быстро, что даже не верится, будто эфросовская Джульетта уже играет бабушку, а герой «Пяти вечеров» Станислав Любшин грустного соседа Тита Нилыча, постоянно вздыхающего о своем здоровье… Эта пара являет образец не только истинной дружбы между мужчиной и женщиной, но и нечто большего. В течение всего спектакля вы пытаетесь разгадать, почему они порознь, почему властная бабушка так снисходительна к своему элегантному поклоннику, а он целые дни проводит с ее внучкой Марфенькой (Надежда Жарычева). Но тайны сердца имеют свой код, они часто зашифрованы, чтобы не вспугнуть молодых, у которых все впереди: и разочарования, и половодья чувств, и ошибки. Каждый должен пройти свой путь, как молодой помещик Райский, приехавший в имение писать роман, но так и не закончивший его, так как безответное чувство к Вере натыкается на что-то страшное, звериное, несопоставимое с ликом милой девушки. Оказывается, будущая эмансипе в исполнении Натальи Кудряшовой влюблена в лохматого нигилиста Волохова, отвергающего все и вся ради свободы. В обнаглевшем герое Артема Быстрова есть что-то от русского хиппи, оставляющего после себя выжженную пустыню. И тут впервые начинаешь задумываться: неужели любовь обязательно предполагает долг, ответственность?.. Для писателя ХIХ века это так же естественно, как сохранение девичьей чести до свадьбы. Иначе бы он позволил Вере убежать вместе с Волоховым. И все же Гончаров дает Вере упасть на дно обрыва, то есть удовлетворяет ее страсть к сильному самцу, но не дает ей покоя и не отдает Райскому, как тот ни изводит себя приступами ревности. Значит, автор наказывает героиню, а может, наоборот, ставит ее на ту высоту, до которой ни одному мужчине не дотянуться? Адольф Шапиро выбирает второе. И не только потому, что в ее окружении нет достойных мужчин, включая столичного франта Райского в изломанной пластике Анатолия Белого, но Вера выбрала путь самостоятельной женщины, решающей все за себя, а это тяжкий крест, который способны нести только сильные натуры. К тому же она прямое продолжение своей бабушки, не желающей идти на компромиссы, и потому несчастной в любви. Тит Нилыч это всего лишь запоздалый подарок судьбы, и в ее зрелом возрасте смешить народ замужеством не собирается. Вообще-то, у каждой семьи своя история, и здесь единых рецептов для ее сохранения нет. В представлении замечательного художника Сергея Бархина дом это бесконечная череда ступенек, уходящих куда-то вверх, к яркому солнцу, сказочной луне, туда, где живет инфернальное счастье. Но это долгий путь, в то время как обрыв рядом, за фасадом дома. Он притягивает своей колдовской силой, манит обещаниями сладостных утех, да и идти вниз намного проще, чем подниматься вверх… В данном случае художественный образ выражает режиссерскую концепцию, связанную с этикой нашего общества: обрыв начинается там, где рвутся человеческие связи, основанные на добре, взаимопонимании и вере. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023 Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Режиссёр Адольф Шапиро: «Увидел Ренату Литвинову и понял вот моя Раневская», Айсылу Кадырова, Вечерняя Казань, 22.11.2016 Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе», Сергей Элькин, Театрал, 28.09.2016 Фоторепортаж «Вручение юбилейной 20-й театральной премии газеты Московский комсомолец», Фотохроника ТАСС, 10.11.2015 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 МХТ имени Чехова привез в столицу Латвии «Вишневый сад», ТАСС, 26.10.2015 Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 «Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015 Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015 Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015 Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015 Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015 «Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015 Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015 Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015 «Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015 Адольф Шапиро: «Я ставлю спектакль, чтоб люди, среди которых я живу, поняли, что мир на краю…», Елена Дьякова, Новая газета, 15.05.2015 Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015 Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015 Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015 Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015 Быть или не быть: «Мефисто. История одной карьеры» в МХТ имени Чехова, Анастасия Каменская, Бюро 24/7, 30.04.2015 Спектакль по роману Клауса Манна поставили в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 24.04.2015 Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015 «Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015 Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015 История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Екатерины Цветковой, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Мефисто» новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015 МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015 Премьера спектакля «Мефисто» состоится в МХТ имени Чехова, РИА Новости, 17.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Геннадия Усова, 17.04.2015 Интервью с Адольфом Шапиро, Open minded people, 13.04.2015 Адольф Шапиро репетирует новый спектакль в МХТ имени Чехова, teatrall.ru, 25.02.2015 Адольф Шапиро: «Рената Литвинова никогда не откажется от Вишневого сада, Анжелика Заозерская, Москвичка, 4.07.2014 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 «Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010 Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010 Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010 Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010 Художественный театр в этом сезоне сделал акцент на русскую классику, РИА Новости, 12.04.2010 Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010 «Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010 РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007 «Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004 ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002 В компании с толстяком, Итоги, 26.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 «ПОСЛЕДНИЕ» ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000 Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000 Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000 Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000 Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000 Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000 Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000 Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000 Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000 И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998 Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995 Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995 «Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995 Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995 ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995 Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995 «Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995 ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина Мосешвили Отцы и дети, Нина Агишева |