Имена

Русские обрывы

Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Когда открывается мхатовский занавес, первое чувство — изумление. Вместо барского дома, главного места действия русского реалистического романа, перед нами — символическая, белыми террасами спускающаяся вниз конструкция. 

У нее есть вполне бытовое объяснение: просто фасад дома с балконом, верандой и лестницей. Но совсем не бытовое чувство возникает от созерцания белой вертикали, похожей на амфитеатр древнегреческого театра, где развивается сюжет о русских обрывах и страстях (художник Сергей Бархин).

В жизни Адольфа Шапиро, который свой «русский роман» на разных сценах пишет уже давно, обрывы и страсти проявили себя, кажется, в полной мере. Обрыв блистательной истории Рижского молодежного театра, случившийся вместе с концом советской истории в 1992 году, вытолкнул его из Риги, переменил не только театральную, но и личную судьбу. В поставленном им в Городском театре Таллина спектакле «Отцы и дети» тема обрывов тоже присутствует. И тоже связана со страстью.

Так возникает первая и, быть может, важнейшая смысловая конструкция спектакля — русские страсти нерасторжимо связаны с обрывами во всей широте этого понятия. Со стоянием на краю, над пропастью, с «гибельным восторгом», разрывом связей, обрывом истории. ..

Выстроив с помощью Сергея Бархина пространство «Обрыва» как монументальное, «античное», Шапиро предложил взглянуть на русский роман как на сцену трагических страстей и идей. На словах Гончарова — «обрывов много в русской земле» — режиссер строит эстетику и этику проекта.

Ольга Яковлева (Бабушка) входит сюда не только как превосходная актриса, но как важнейшая персона театра Эфроса. Смерть режиссера, конец советского периода русской истории, все «обрывы», которые за этим последовали, перевели ее из ранга звезды первой величины в статус полузабытой актрисы. В компанию к ней он взял не менее знаменитого ее партнера по спектаклю Эфроса «Тартюф» — Станислава Любшина (он играет здесь старого друга дома Тит Нилыча).

Едва ли не впервые за все эти годы Яковлева получила роль, в которой интонации, отголоски ее знаменитых ролей — прежде всего Натальи Петровны из «Месяца в деревне» — обрели совершенно новую аранжировку.

Хрупкая, кокетливая, нервная и грациозная эфросовская Муза оказалась трагической актрисой с огромным диапазоном. В ее устах мудрое предчувствие трагедии, ребяческий страх грозы, женственный шарм в общении с мужчинами, материнская нежность по отношению к внучкам, аристократическая ровность со всеми, гордое презрение к плебеям (сцена, где она обрушивается на Председателя местной управы в исполнении Николая Чиндяйкина, — одна из самых ярких в спектакле).

Она встречает своего внука Райского (Анатолий Белый) на вершине белого амфитеатра, точно трагическая царица. Страдания, очищенные любовью и волей, в равной мере принадлежат как самой Ольге Яковлевой, так и ее персонажу. В финале, когда она рассказывает про свой страшный опыт «падения» гордячке Вере, только что «павшей», вся безнадежность и слава Жизни соединяются в ее слезном монологе. Кстати, еще один «обрыв», восстановленный Шапиро, это приглашение на роль Веры Натальи Кудряшовой, молодой актрисы опального васильевского театра «Школа драматического искусства».

Анатолий Белый играет Райского, гордого, ленивого, жестокого и инфантильного красавца с истовой верой в слепую страсть. Сквозь три часа темпераментных, романтических «пируэтов» и захватывающих поворотов он выходит тихим, просветленным, может быть, опустошенным, но чем-то похожим на Бабушку.

И именно в этот момент становится ясно, что этический центр всего этого усадебного русского мира — Бабушка, прожившая в страстях и нашедшая способ переплавить их в Любовь.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева