Имена

Мольер по завещанию

Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
МХАТ имени Чехова открыл свой 104-й сезон премьерой «Кабалы святош» Михаила Булгакова. Постановке Адольфа Шапиро театр придавал особое, программное значение; в главной роли на сцену вышел худрук Олег Табаков. Да и у самой пьесы о театре и власти долгая мхатовская история: в 30-е годы ее поставили, но вскоре запретили, а в конце 80-х в спектакле того же Шапиро одну из последних своих ролей сыграл Олег Ефремов.

Предполагалось, что «Кабала святош» выйдет еще в прошлом сезоне, до «№ 13» Владимира Машкова. Важный и серьезный спектакль по пьесе классика и легендарного мхатовского завлита должен был торжественно открыть эпоху Табакова, а лихая английская комедия — закрепить успех и наполнить кассу. Обстоятельства изменили очередность премьер и, как следствие, вызвали дискуссию о приоритетах Табакова. «№ 13» уже успел стать кассовым хитом, а «Кабала» все не выходила. Теперь кажется, что в этом был некий высший знак: спектаклю Шапиро коммерческий «паровоз» нужнее, чем постановка Машкова, предварительное идеологическое оправдание.

МХАТ вернул на афишу авторское определение «Пьеса из музыки и света». В спектакле Адольфа Шапиро много не только отличной музыки Эдуарда Артемьева и разнообразного света, но вообще много всякой театральности: и тишина есть, и гулкость, и темнота; много очень ярких костюмов и париков, много разнообразных мизансцен, смешных интонаций, драматических пауз — словом, много актерской игры, много следов честного постановочного труда и добросовестной работы театральных мастерских. Занавес с чайкой чинно открывается и закрывается. Торжественные кремовые портьеры по периметру то скрывают, то обнажают бездонную черноту. По подмосткам скользят легкие со светлыми занавесками гримерные кабинки. Над сценой парит и дышит тканевое облако, похожее на огромный кусок зефира.

Опытный Шапиро предлагает театру проверенную, традиционную режиссуру: когда надо показать страдание или печаль, актеры под музыку ходят по сцене со свечками, когда требуется создать атмосферу театрального закулисья, хлопочут и волнуются. Новая «Кабала святош» — нескучный, в меру пышный, сложносочиненный спектакль в трех действиях, соответствующий репутации важнейшего академического театра. Он вполне мог бы служить статусным украшением репертуара. Но в постановке Шапиро, к несчастью, отсутствует важная составляющая: из спектакля не вычитывается побудительный мотив. В нем не просматривается предмет высказывания.

Пьеса о жизни и смерти Жана-Батиста Мольера предполагает несколько вариантов прочтения, и Адольф Шапиро, разумеется, примерял на спектакль каждый из них. Скажем, в «Кабале» очень важен мотив взаимоотношений Мольера с королем, и едва ли не самой осмысленной ролью стал Людовик перешедшего во МХАТ Андрея Ильина. Но долго ли сегодня продержишься на избитом антагонизме «художник и власть»? Есть большая тема конфликта автора «Тартюфа» с архиеписком Шарроном. Она разработана в спектакле очень серьезно, должна не на шутку пугать, а Борис Плотников играет просто какого-то Мракобеса Мракобесовича. Но как-то так выходит в спектакле, что церковник в конечном счете прав: ведь Мольер женился на дочери. Хоть и по незнанию, но все равно грех, как ни крути.

Впрочем, первопричина рыхлости постановки не в размытости общего решения, а в протагонисте. Роль булгаковского Мольера совершенно не идет Олегу Табакову. Вся его, как принято говорить, актерская психофизика противоречит персонажу, и это не тот спор, в котором рождается истина, а фатальное непонимание. Излучающему здоровую энергию и победоносное жизнелюбие, находящемуся в зените славы и успеха Табакову очень неловко играть Мольера, затравленного, трагического героя, запутавшегося между театром, женщинами и государственной властью. И первое, и второе, и третье сегодня Олегу Табакову настолько в радость, что сымитировать смертельную усталость он не может. Мольеру вот-вот умирать, а смотришь на актера и понимаешь, что ему и десять минут в кресле усидеть трудно. Конечно, будучи великим мастером, Табаков борется с не своей ролью во всеоружии своего лицедейства. Причем сражение идет буквально за каждую реплику. Начнет фразу вроде бы с неподдельным чувством, с нервом, а ближе к точке все равно выползает откуда-то неотвязный Матроскин, мурлычет и гримасничает, будь он четырежды неладен.

В предыдущей мхатовской «Кабале» Мольера незабываемо играл Олег Ефремов. Вот где было полное попадание в роль: уставший от «террариума единомышленников» и от баб, теряющий любовь учеников и измотанный длиною в жизнь игрой в кошки-мышки с «королями», насмерть изможденный человек. Конечно, всякое сравнение больших актеров уязвимо. Но создатели нового спектакля сами напросились на него. Олег Табаков неоднократно подчеркивал, что выполняет волю покойного, в последние годы жизни не раз уговаривавшего его сыграть Мольера. Олег Ефремов был проницательным человеком. Неужели эта воля была жестокой насмешкой над наследником?
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева