Имена | В компании с толстяком, 26.10.2001 Мольер в исполнении Олега Табакова не очень напоминает несчастного больного комедианта, каким его вывел в своей пьесе Михаил Булгаков. Уверенность и благополучие не спрячешь под актерским колпаком.«Кабала святош» знаковая для МХАТа премьера. Именно с нее еще в прошлом сезоне должен был начаться отсчет нового театрального времени эпохи правления Олега Табакова. Но, как это всегда случается с Булгаковым и его сочинениями, все что-то не ладилось. Менялись и болели исполнители, подводили технические службы, выпуск откладывался. Зато новый сезон открылся торжественной премьерой. Не какой-нибудь пустяшной бродвейской комедией или претенциозным экспериментом второй свежести солидным, пышно обставленным, основательным классическим спектаклем. С художественным руководителем в главной роли. Олег Табаков играет Мольера. Мольер умер, едва отыграв главную роль в четвертом по счету представлении своей последней пьесы «Мнимый больной», где вволю наиздевался над медиками в частности и медициной вообще. Запершись у себя в комнате, он писал эту веселую и едкую комедию почти сразу после того, как его жена Арманда родила ему сына, но ребенок не прожил и месяца. Ему стало плохо прямо на сцене, и если верить Булгакову, написавшему о нем не только пьесу, но и роман, ни один из врачей не захотел прийти на помощь больному. Столь убийственной была сила его искусства. Настрадавшийся Булгаков знал, что делал, описывая злосчастную судьбу грешника и комедианта, загнанного в ловушку талантом, больного неизлечимой болезнью театром. Семь картин его мизантропической пьесы напоминают семь кругов ада; жизнь, смерть и искусство, трагедия и фарс сплетаются тут в такой страшный клубок, что не разорвать, даже если очень постараться. Во МХАТе постарались. Олег Табаков под звонкие аплодисменты зала выбегает на поклоны со шпагой в руках, напористо рассекая ею воздух и победительно улыбаясь. От всякого рода мизантропии он бежит, неудачников брезгливо сторонится, а о себе любит говорить так: «Я сытый, толстый, довольный. Можете написать самодовольный». То есть и так умею, и это могу. Никто и не спорит. Вот только трудно представить роль более далекую от Табакова, чем роль несчастного булгаковского Мольера, она не в его средствах. Наверняка Табаков может победить любые обстоятельства, но с природой справиться не в силах. Уверенность и благополучие не спрячешь под актерский колпак, они так и лезут изо всех щелей, диктуя манеру и отбирая краски. Новый мхатовский спектакль преподносится под рубрикой завещание мастера. Всюду, где только можно, уже рассказано, что идея о Табакове-Мольере пришла в голову Олегу Ефремову. Дело в том, что «Кабала святош» в постановке Адольфа Шапиро шла во МХАТе в конце 80-х, и Ефремов играл там главную роль. В последние годы он тяжело болел, играть не мог и предлагал Табакову ввестись на роль Мольера. Табаков колебался и думал. И вот придумал. Режиссер Адольф Шапиро согласился сделать второй вариант спектакля с новыми актерами и в новом оформлении. Оформление бросается в глаза сразу. Художник Юрий Хариков, от которого всегда ждут каких-то постмодернистских экстравагантностей, постарался и сделал академически строгий спектакль. Сцена убрана пышно и красиво: свечи, изысканно-богатые ткани, световые переходы, кабинки, в которых гримируются актеры и заседает черная Кабала, двигаются легко и беззвучно. Из первой редакции пьесы Шапиро вытащил на свет божий эффектный подзаголовок: пьеса из музыки и света. Слова многозначительные. Блестящее оформление Харикова и музыка Эдуарда Артемьева превратили больную, истекающую потом и кровью пьесу Булгакова в плавно текущую торжественную симфонию, где от актеров уже мало что зависит. В спектакле занято много хороших актеров. Андрей Ильин, перешедший во МХАТ из Театра им. Моссовета, играет Людовика, Андрей Смоляков из «Табакерки» одноглазого маркиза дОрсиньи по кличке Помолись, Борис Плотников из Театра Российской Армии архиепископа Шаррона, знакомый всем телезрителям симпатичный «толстяк» Александр Семчев нелепого Бутона. Роль Мадлены исполняет Ольга Яковлева, легендарная актриса Анатолия Эфроса. Каждый играет сам по себе и как может. То, что Яковлева демонстрирует подлинно трагический надрыв и мощный темперамент, положения не спасает. И даже, напротив, рвет изящно и старательно нарисованную акварель. Актеры, что когда-то потрясали сердца и вызывали стоны восторга, сегодня выглядят музейными редкостями. Мир научился обходиться без них. Реклама, клипы, сериалы вот что диктует моду и формирует зрительское восприятие. А спектаклю (заметим, любому) нужна объединяющая идея. В новой «Кабале святош» ее нет. Режиссера больше не волнует коварство короля (время, когда взаимоотношения художника с властью возбуждали зал, ушло), его не интересует судьба «Тартюфа», ненавидимого Кабалой, похоже, он решил показать судьбу человека, женившегося (пусть по ошибке) на собственной дочери, за что и платит. Вот только сказать, что Мольер получил по заслугам, значит, ничего не сказать. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023 Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Режиссёр Адольф Шапиро: «Увидел Ренату Литвинову и понял вот моя Раневская», Айсылу Кадырова, Вечерняя Казань, 22.11.2016 Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе», Сергей Элькин, Театрал, 28.09.2016 Фоторепортаж «Вручение юбилейной 20-й театральной премии газеты Московский комсомолец», Фотохроника ТАСС, 10.11.2015 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 МХТ имени Чехова привез в столицу Латвии «Вишневый сад», ТАСС, 26.10.2015 Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 «Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015 Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015 Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015 Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015 Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015 «Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015 Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015 Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015 «Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015 Адольф Шапиро: «Я ставлю спектакль, чтоб люди, среди которых я живу, поняли, что мир на краю…», Елена Дьякова, Новая газета, 15.05.2015 Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015 Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015 Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015 Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015 Быть или не быть: «Мефисто. История одной карьеры» в МХТ имени Чехова, Анастасия Каменская, Бюро 24/7, 30.04.2015 Спектакль по роману Клауса Манна поставили в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 24.04.2015 Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015 «Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015 Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015 История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Екатерины Цветковой, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Мефисто» новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015 МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015 Премьера спектакля «Мефисто» состоится в МХТ имени Чехова, РИА Новости, 17.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Геннадия Усова, 17.04.2015 Интервью с Адольфом Шапиро, Open minded people, 13.04.2015 Адольф Шапиро репетирует новый спектакль в МХТ имени Чехова, teatrall.ru, 25.02.2015 Адольф Шапиро: «Рената Литвинова никогда не откажется от Вишневого сада, Анжелика Заозерская, Москвичка, 4.07.2014 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 «Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010 Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010 Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010 Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010 Художественный театр в этом сезоне сделал акцент на русскую классику, РИА Новости, 12.04.2010 Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010 «Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010 РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007 «Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004 ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002 В компании с толстяком, Итоги, 26.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 «ПОСЛЕДНИЕ» ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000 Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000 Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000 Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000 Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000 Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000 Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000 Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000 Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000 И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998 Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995 Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995 «Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995 Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995 ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995 Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995 «Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995 ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина Мосешвили Отцы и дети, Нина Агишева |