Имена | Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 История никогда не идет по прямой и только вверх. Путешествуя по ее дорогам, то спускаешься в глубины, то поднимаешься, двигаешься по спиралям, дороги то пересекаются, то расходятся, люди могут потеряться на них или навсегда остаться здесь. Вы спросите, к чему такое лирико-философское вступление? К истории, произошедшей много веков назад, повторившейся в начале 20 века на страницах книги, сыгранной в тридцатых годах на сцене, исчезнувшей там, казалось навсегда, и вновь возрожденной ныне. Имя этой истории «Кабала святош», а главного героя этой истории зовут Жан-Батист-Поклен де Мольер. История постановки «Кабалы» во МХАТе давно вошла в учебники по истории театра, а нынешнему спектаклю еще только предстоит пробивать себе дорогу в историю. В подзаголовке программки стоит «Пьеса из музыки и света». Так пишут обычно «комедия» или «трагедия». В спектакле и впрямь много музыки и света: по сцене передвигаются тонкие лучи, образуя то решетку, то дорожку, то причудливое переплетение цветов, похожее на таинственный цветок. Музыка композитора Эдуарда Артемьева, кажется, тоже полна светом, она гармонично переплетается с лучами прожекторов, с пастельными тонами декораций, подчас кажется, что декорации на сцене движутся силой этой музыки. Что ж, ведь и указывали, что это пьеса из музыки и света, только вот где актеры, можете спросить Вы? Подчас задаешься этим вопросом. Как задаешься вопросом: а что же именно такое играют эти актеры? О чем, собственно говоря, спектакль? В главной роли основателя театра, великого драматурга, режиссера и актера Мольера не менее знаменитый основатель, актер и режиссер Олег Табаков, народный артист СССР. И тут возникает первый (и не последний) парадокс спектакля: до самого конца, до последнего финального блестящего монолога Табаков почти не играет. Да-да. Он просто ходит по сцене, произносит слова, но нет в этих словах и движениях какой-то искры, которая позволила бы сидящим в зале проникнуться к этому человеку, понять его, приблизиться к нему. Олег Табаков играет подчас не живого человека, а портрет в рамочке. Ни разговор с Мадленой, ни уход, а после возвращение Муаррона, ни любовные сцены с Армандой не затрагивают его так, как разговоры с королем. Может быть, в этом и есть идея? В родстве между королем и актером? И разрыв с королем становится убийственным для МольераТабакова, а все прочее так, мишура, не стоящая переживаний. Впрочем, переживаниями в спектакле почти никто и не занят. Мадлена в исполнении Ольги Яковлевой отстранена, почти равнодушна. Арманда (Дарья Калмыкова) не проявляет никаких эмоций, вообще поведение Арманды в спектакле несколько странно, но это уже вопросы к режиссеру. Почему Арманда, уличенная в измене, виновная перед Мольером, выставляет его виноватым, заставляет его умолять ее остаться? Может Адольф Шапиро ответит на этот казус? Вообще актеры как-то не особо стараются быть естественными на сцене. Особенно это касается исполнителей ролей Арманды и Муаррона Дарьи Калмыковой и Никиты Зверева. Их слова, пластика кажутся наигранными, подчас это просто набор заученных движений, как заводные куклы. И как ни грустно, но и признанные «звезды» то ли ленятся играть, то ли так уже привыкли к своим маскам, что естественность забыта. Вопли и всхлипы Ольги Яковлевой Мадлены отнюдь не заставляют зрителя поверить ей, посочувствовать. Скорее это смотрится как очередной спектакль в спектакле. Но, что мы все о грустном, да о грустном. Ведь есть в этом спектакле и явные актерские удачи. Нельзя не отметить прекрасное исполнение роли Лагранжа Сергеем Колесниковым. Игра актера мастерски отточена, каждая реплика попадает в десятку, каждый жест выражает чувства. Подчас кажется, что выражение его лица видно даже на самой далекой галерке без бинокля. На протяжении всего спектакля не возникает и тени сомнения, что перед нами тот самый рыцарь Шарль Варле де Лагранж, которого так любовно описал Булгаков. Лагранж рыцарь и историк, и Колесников прекрасно играет такое сочетание человека отстраненного, пытающегося быть объективным и человека, стремящегося защитить, оградить любимых им людей. Неожиданным предстал в спектакле король Людовик в исполнении Андрея Ильина, только недавно покинувшего театр Моссовета и избравшего своим домом МХАТ им. Чехова. Король Ильина обладает хорошим чувством юмора, он прекрасный психолог, понимает мысли своих приближенных как свои. И еще одно: он очень привязан к Мольеру, ценит его, верит в него. Поэтому для Людовика-Ильина становится самым страшным то, что Мольера уличают в преступлении, причем в таком преступлении, которого ни понять, ни простить нельзя. И король опускается на стул, прячет лицо, почти плачет от горя: его опять предали, и этот Мольер тоже. Но все еще он надеется, что это ложь, что сейчас Мольер придет и опровергнет все наветы. Последний разговор Мольера с королем одна из сильнейших сцен спектакля. Здесь разбиваются все иллюзии, все надежды, как короля, так и Мольера. И в этой сцене и Табаков и Ильин прекрасны. В спектакле три действия, антракты обрамляют сцену заседания Кабалы. Похоже, сделано это специально, чтобы подчеркнуть для публики, что сцена ключевая. Здесь есть все атрибуты, необходимые для создания гнетущей атмосферы: и приглушенный свет, и темные одежды «братьев», и надвигающиеся на героев (и на зал) черные сооружения, напоминающие исповедальни. Не хватает самой малости людей. Ключевая, поворотная сцена спектакля, с таким искусство выделенная режиссером, теряет половину своей важности из-за неловкости актеров. Хорошо «братьям», они сидят в своих креслах неподвижно и только говорят реплики, а вот Муаррону (Никита Зверев) приходится двигаться, что не всегда ему удается делать естественно. Впрочем, возможно, актер хотел подчеркнуть неуверенность своего героя, но делает это несколько неумело. Хочется также отметить игру Андрея Смолякова, сыгравшего маркиза дОрсиьни, подчас совершенно неожиданного, нового, Владимира Кашпура, отменно исполнившего роль Справедливого Сапожника. В целом можно сказать, что спектакль удался, все заданные условия были соблюдены, пьеса из музыки и света засияла и заиграла на сцене. С каждым новым спектаклем будут возникать все новые краски, новые жесты, новые мысли. И «Кабала святош» нового МХАТа им. А. П. Чехова шагнет по дорогам театральной истории. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023 Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Режиссёр Адольф Шапиро: «Увидел Ренату Литвинову и понял вот моя Раневская», Айсылу Кадырова, Вечерняя Казань, 22.11.2016 Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе», Сергей Элькин, Театрал, 28.09.2016 Фоторепортаж «Вручение юбилейной 20-й театральной премии газеты Московский комсомолец», Фотохроника ТАСС, 10.11.2015 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 МХТ имени Чехова привез в столицу Латвии «Вишневый сад», ТАСС, 26.10.2015 Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 «Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015 Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015 Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015 Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015 Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015 «Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015 Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015 Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015 «Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015 Адольф Шапиро: «Я ставлю спектакль, чтоб люди, среди которых я живу, поняли, что мир на краю…», Елена Дьякова, Новая газета, 15.05.2015 Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015 Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015 Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015 Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015 Быть или не быть: «Мефисто. История одной карьеры» в МХТ имени Чехова, Анастасия Каменская, Бюро 24/7, 30.04.2015 Спектакль по роману Клауса Манна поставили в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 24.04.2015 Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015 «Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015 Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015 История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Екатерины Цветковой, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Мефисто» новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015 МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015 Премьера спектакля «Мефисто» состоится в МХТ имени Чехова, РИА Новости, 17.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Геннадия Усова, 17.04.2015 Интервью с Адольфом Шапиро, Open minded people, 13.04.2015 Адольф Шапиро репетирует новый спектакль в МХТ имени Чехова, teatrall.ru, 25.02.2015 Адольф Шапиро: «Рената Литвинова никогда не откажется от Вишневого сада, Анжелика Заозерская, Москвичка, 4.07.2014 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 «Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010 Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010 Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010 Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010 Художественный театр в этом сезоне сделал акцент на русскую классику, РИА Новости, 12.04.2010 Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010 «Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010 РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007 «Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004 ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002 В компании с толстяком, Итоги, 26.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 «ПОСЛЕДНИЕ» ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000 Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000 Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000 Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000 Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000 Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000 Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000 Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000 Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000 И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998 Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995 Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995 «Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995 Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995 ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995 Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995 «Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995 ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина Мосешвили Отцы и дети, Нина Агишева |