Имена | Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000 Алексей Максимович Горький очень любил восклицательные знаки. Не верите перелистайте «На дне»: страницы просто пестрят восклицаниями.Вот, к примеру, кусочек из знаменитого монолога Сатина. «Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. .. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью уважать надо! Выпьем за человека, Барон!» Ни одной спокойной уравновешенной точки в конце фразы. Нельзя сказать, что Адольф Шапиро сделал много купюр в горьковской пьесе, но восклицательные знаки он, кажется, повырезал к чертовой матери почти все. Александр Филиппенко сидит на полу, прислонившись спиной к стене, и обращает монологи Сатина куда-то в воздух, как бы размышляя вслух. На губах циническая усмешка шулера, в глазах какая-то неуловимая цепкость. Эта цепкость во взгляде штука очень важная. Кажется, Солженицын написал где-то, что один бывший зэк всегда узнает другого такого же даже в большой толпе именно по этому цепкому взгляду человека неверящего, небоящегося и непросящего. В спектакле Адольфа Шапиро два таких персонажа: им достаточно лишь слегка зыркнуть в глаза другому и затем спокойно отвести взгляд, чтобы всё-всё понять. Второй такой «бывший зэк» это Лука, и у него с Сатиным больше сходства, чем различий. Олег Табаков играет Луку совсем не тем добрым юродствующим старикашкой, каким мы его помним по школьной программе. В этом Луке ни толики каратаевщины, а лишь скрытая сила, дающая ему власть над людьми. Он не утешает своими россказнями бедных босяков, а скорее проводит с ними сеанс психоанализа. Вроде дедуля как дедуля: то посмеивается себе в кулак, то что-то под нос напевает. Но в какие-то моменты божий одуван преображается, впивается взглядом в своего собеседника и медленно и спокойно заряжает его так, как считает нужным. Сцена, в которой Лука заставляет Актера поверить в существование города, где бесплатно лечат пьяниц, просто один в один сеанс кодировки от алкоголизма. Взгляд Луки действует в спектакле Адольфа Шапиро как луч прожектора. Кажется, что из общей массы людей, вповалку брошенной на нары злосчастной ночлежки, он выхватывает то одно, то другое лицо и позволяет нам рассмотреть его крупным планом. Вместе с режиссером мы пристально глядим на одну искореженную душу за другой: позерствующую и почти злую Настю (Евдокия Германова), угрюмого дебошира Ваську Пепла (Ярослав Бойко), ничтожного, опустившегося Барона (Виталий Егоров). Никого из них, в сущности, не жалко. Жалости заслуживает, кажется, один только Актер «последний романтик» в этом давно уже свыкшемся со своей безрадостной участью мире. Амплуа Андрея Смолякова классический «неврастеник». Играет в последнее время в «Табакерке» много, и надо сказать, что потихоньку, от роли к роли, превращается в очень хорошего артиста. Глуховатый голос, взъерошенные волосы В Актере ему удается выразить и трагическую возвышенность (без пафоса), и безысходную тоску (без мелодраматизма). Адольф Шапиро поставил «На дне» не как социальную драму (на сцене проклятьем угнетенные, а в зале мучающаяся комплексом вины перед народом интеллигенция), а скорее как сухие размышления о человеческом роде вообще. Если кто и угнетен проклятьем, так это все мы, несчастные. Декорация Александра Боровского симметричным образом отражает зал: на сцене точно такие скамейки, как и у зрителей, только переоборудованные в нары. Спустя 98 лет после премьеры на сцене Московского Художественного театра горьковской пьесы не осталось больше никаких сил ни жалеть Человека, как призывал Лука, ни уважать его, как настаивал Сатин. В спектакле Адольфа Шапиро уставшие от споров Лука и Сатин, кажется, наконец, примирились, а слово «Человек» стало писаться с маленькой буквы. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023 Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Режиссёр Адольф Шапиро: «Увидел Ренату Литвинову и понял вот моя Раневская», Айсылу Кадырова, Вечерняя Казань, 22.11.2016 Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе», Сергей Элькин, Театрал, 28.09.2016 Фоторепортаж «Вручение юбилейной 20-й театральной премии газеты Московский комсомолец», Фотохроника ТАСС, 10.11.2015 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 МХТ имени Чехова привез в столицу Латвии «Вишневый сад», ТАСС, 26.10.2015 Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 «Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015 Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015 Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015 Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015 Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015 «Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015 Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015 Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015 «Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015 Адольф Шапиро: «Я ставлю спектакль, чтоб люди, среди которых я живу, поняли, что мир на краю…», Елена Дьякова, Новая газета, 15.05.2015 Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015 Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015 Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015 Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015 Быть или не быть: «Мефисто. История одной карьеры» в МХТ имени Чехова, Анастасия Каменская, Бюро 24/7, 30.04.2015 Спектакль по роману Клауса Манна поставили в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 24.04.2015 Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015 «Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015 Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015 История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Екатерины Цветковой, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Мефисто» новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015 МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015 Премьера спектакля «Мефисто» состоится в МХТ имени Чехова, РИА Новости, 17.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Геннадия Усова, 17.04.2015 Интервью с Адольфом Шапиро, Open minded people, 13.04.2015 Адольф Шапиро репетирует новый спектакль в МХТ имени Чехова, teatrall.ru, 25.02.2015 Адольф Шапиро: «Рената Литвинова никогда не откажется от Вишневого сада, Анжелика Заозерская, Москвичка, 4.07.2014 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 «Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010 Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010 Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010 Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010 Художественный театр в этом сезоне сделал акцент на русскую классику, РИА Новости, 12.04.2010 Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010 «Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010 РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007 «Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004 ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002 В компании с толстяком, Итоги, 26.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 «ПОСЛЕДНИЕ» ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000 Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000 Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000 Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000 Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000 Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000 Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000 Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000 Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000 И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998 Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995 Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995 «Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995 Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995 ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995 Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995 «Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995 ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина Мосешвили Отцы и дети, Нина Агишева |