Имена

За 110 лет зеркало не потускнело

Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008
Московский Художественный театр отмечает свое 110-летие. Торжества по поводу этой не совсем круглой даты прошли скромно — не в пример 100-летию, которое отмечалось громко и широко. Художественный театр по-прежнему считают в России и академией, и форпостом, и национальной гордостью, и даже неким оплотом славных традиций, хотя последние претерпели весьма заметные метаморфозы. Об этом мы беседуем с историком театра, профессором, многие годы прослужившим в Художественном театре, ректором Школы-студии МХАТа Анатолием СМЕЛЯНСКИМ. 

- Анатолий Миронович, вы как-то сказали, что МХТ «генетически заряжен на то, чтобы быть зеркалом страны». Насколько верно это зеркало?

 — Ну, это, конечно, некая метафора, не более того. Но так это бывало много раз в нашей истории. Это значит, что в какой-то степени состояние Художественного театра, его репертуар, уровень актерского искусства соответствовали и соответствуют тому, что представляют собой люди современной России — их мысли, способ поведения и речеговорения. Когда в 1937 году (не лучший год в нашей истории) МХАТ отправился на гастроли в Париж, Сталин лично участвовал в отборе спектаклей. Там была целая история, даже сняли с работы, а потом и посадили директора театра, Михаила Павловича Аркадьева, за то, что он дал в «Правде» неправильную информацию о гастролях. Сначала хотели повезти «Дни Турбиных», потом передумали, потому что «МХАТ — это зеркало», а «Турбины» не могли быть таким «зеркалом». Повезли «Анну Каренину», «Любовь Яровую» и «Врагов», которых считали абсолютным зеркалом. Легендарный художник дореволюционного Художественного театра Мстислав Добужинский, оформлявший когда-то «Месяц в деревне», посмотрел в Париже на «Анну Каренину», потом зашел за кулисы и заметил актерам, что у них в костюмах целый ряд вопиющих нарушений против исторической точности. На что ему кто-то из актеров ответил: «Мстислав Валерианович, ну что вы с такими пустяками, кому это в России сейчас важно?» Вот тогда Добужинский записал: «Старый Художественный театр кончился. Его больше нет». В этом смысле я бы сказал, что Художественный театр генетически заряжен на зеркальность.

- Что же сегодня отражает МХТ?

 — Вероятно, он также на распутье, как и наша страна: образ нынешнего МХТ двоится, троится, четверится, как и образ России сегодня. Некоторые шутливо, некоторые издевательски называют МХТ «супермаркетом», намекая на то, что здесь «все есть». МХТ, может, и супермаркет, но особого рода. В Художественном театре всегда думали о том, что наряду с пьесой высочайших художественных достоинств должен быть спектакль «летнего характера». Считалось, что к лету надо ставить пьесы более облегченные, потому что публика на исходе сезона устает, ей хочется посмотреть что-то более веселое. И создатели Художественного театра относились к этому с улыбкой, понимая несовершенство этих постановок, но считая, что в том великом театре такой «продукт» тоже необходим. Были подписчики, были ложи у богатых людей, была определенная система отношений с публикой, определенная финансовая система, были вкладчики. Сейчас нет вкладчиков, да и системы уже нет. Но есть новая публика.

- Какой он, на ваш взгляд, современный зритель Художественного театра?

 — Олег Табаков часто отмечает, что если и появился русский средний класс, то он приходит сюда, в Художественный театр. МХТ отражает и вкусы среднего класса, часто несовершенные, и потребности, надеюсь, российской интеллигенции. В репертуаре Художественного театра есть и «Белая гвардия», и «Тартюф», которые рассчитаны на совершенно разного зрителя — по крайней мере, исходя из того, как это сделано. В то же время есть и «Номер 13», и «Примадонны», открыто ориентированные на коммерческий успех. И это тоже смотрит часть современной публики, часть той России, которая хочет «веселиться и отдыхать». Но в репертуаре МХТ есть и глубокий, серьезный спектакль «Господа Головлевы» с Евгением Мироновым, пользующийся повышенным спросом элитной части московского населения. В этом смысле МХТ отражает современную Москву, если не Россию, видит расслоение в интеллектуальных возможностях своей публики. За несколько лет кардинально изменилась ценовая политика — это тоже «зеркало». Да, в МХТ есть дешевые билеты для студентов, но есть и чрезвычайно дорогие, и это расчет на тот класс, который способен, а главное — готов покупать билеты по астрономическим ценам. Все это — знаки новейшего времени. Я не социолог и не умею эти знаки читать, тот, кто хочет, может это интерпретировать. Напомню, что неслучайно Табаков чаще всего именует себя не худруком, а кризисным менеджером, и это тоже случай переходного времени. В последний месяц его самоопределение совпало с ключевым словом мировой и нашей ситуации: кризис. 

- Вы в своем цикле «Тайны портретного фойе», который к 110-летию МХТ показывает телеканал «Культура», рассказываете о родоначальниках театра — Станиславском и Немировиче-Данченко. Как вы думаете, Табаков как руководитель МХТ ближе к Станиславскому или Немировичу-Данченко?

 — Скорее, он ближе к «Немировичу без Станиславского». Ведь во второй половине 30-х Станиславский порога советского МХАТ не переступал. Театр вел Владимир Иванович, вел очень уверенно и властно, с полным пониманием и художественных, и политических, и всяких иных задач. Хотя, конечно, он выпустил «Анну Каренину», поставил легендарные «Три сестры». У Табакова еще более сложная ситуация: он ведь в нынешнем МХТ не ставит. Он - первый артист и продюсер. Вот такая модель. Чем он занят? Я бы сказал: селекцией всех наличных режиссерских сил страны (а сейчас и других стран, потому что среди разных наших кризисов один из самых острых для театра — кризис режиссуры). И он приглашает режиссеров не по принципу «ты мне близок и поставь то, что я захочу». Приглашает иногда и не близких, но талантливых, в надежде что талантливый человек привнесет что-то важное в МХТ переходного периода.
У нас ведь три сцены, плюс родственная «Табакерка». Актеры постоянно перетекают туда-сюда. Основная сцена — почти на 900 мест, и это диктует определенные эстетические требования, особые отношения со зрителем. Есть зал на 200 мест, есть на 100 мест, и это все разные МХТы! Для нормального драматического театра идеальный зал — 500 мест, а такой сцены у нас нет. Сейчас Олег Табаков живет мечтой о филиале (если будем живы), как раз напротив МХТ в Камергерском обрести вот такую идеальную сцену для драматического театра. Но тут много, как вы понимаете, сложностей. Иногда мне кажется, что все это немыслимо осуществить в пределах его (и моей) жизни, но Табаков часто мои мрачные прогнозы опрокидывал. Так что «е.б.ж.», как говорил классик. 
Пресса
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
Анатолий Смелянский — лауреат почётной премии «Золотая маска», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.11.2020
Интервью с Анатолием Смелянским об Олеге Табакове, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 18.03.2018
Анатолию Смелянскому — 75, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 13.12.2017
Анатолий Смелянский принимает поздравления с 75-летием, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2017
Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
В МХТ чествовали старейших артистов и сотрудников театра, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2015
Восемь строк о свойствах страсти, Анатолий Смелянский, The New Times, 1.07.2015
Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет «Новых известий», 1.04.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Вручение премии фонда О. П. Табакова, телеканал «Театр», 27.03.2014
Табакову вручили Орден почетного легиона, телеканал «Культура», 19.11.2013
Во МХАТе появились кавалеры и офицеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.11.2013
Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 8.11.2013
Школа-студия МХАТ готовится отметить 70-летие, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.11.2013
Анатолий Смелянский: «Никаких тут правил нет. Никаких», Марина Давыдова, «Театр» № 10, 23.10.2013
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Азамат Рахимов, Наша газета (Женева), 16.10.2013
Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013
«Срез общества» — это когда бритвой по лбу!, Сергей Шахиджанян, Комсомольская правда, 9.06.2013
Смех да и только, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 28.03.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013
Олег Табаков вручил награды имени себя, Марина Шимадина, Известия, 27.03.2013
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013
МХАТ распахнул двери в интернете, видеосюжет ИТАР-ТАСС, 21.02.2013
Новые интернет-территории МХТ, телеканал «Культура», 21.02.2013
Другой Станиславский, Юрий Богомолов, РИА-Новости, 25.01.2013
С днём рождения, Анатолий Миронович!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 13.12.2012
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012
Один из тысячи, Михаил Швыдкой, Российская газета, 12.12.2012
Жить надо вертикально, Андрей Васянин, Российская газета, 18.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Чудо внятной человеческой речи, Анатолий Смелянский, Новая газета, 23.03.2012
К 150-летию со дня рождения мецената Саввы Морозова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2012
Анатолий Смелянский: «В чем прелесть свободы?», Сергей Элькин, Частный корреспондент, 18.01.2012
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008
ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕ, Алексей Филиппов, Известия, 20.10.2003
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
АНАТОЛИЙ СМЕЛЯНСКИЙ: МЫ ПРОШЛИ УРОВЕНЬ КРИКА, Наталия Каминская, Культура, 20.06.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Отчего вы всегда ходите в черном?, Анатолий Смелянский, Московские новости, 21.05.2001
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000