>  30 августа
Продажа билетов на октябрь
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на октябрь в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на сайте театра начнётся 4 сентября в 12:00.
Формирование очереди с использованием бумажных браслетов — с 10:00.
Бронирование билетов на спектакли октября по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 6 сентября с 12:00.
Обращаем ваше внимание на то, что по решению Роспотребнадзора об условиях рассадки в продажу поступает ограниченное количество мест (50% от полной вместимости зала).
>  30 августа
«Пушкинская карта». Спектакли МХТ в программе Минкульта РФ для молодёжи от 14 до 22 лет


Дорогие зрители!
1 сентября 2021 года Министерство культуры РФ совместно с Минцифры России, Почта Банком и Mail.ru Group запускает проект «Пушкинская карта», адресованный молодёжи. Уже с завтрашнего дня молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет, зарегистрировавшись на портале «Госуслуги» и установив мобильное приложение «Госуслуги. Культура», смогут получить «Пушкинскую карту» — виртуальную или пластиковую карту «Мир» с денежной суммой, начисленной государством, которую можно будет потратить на билеты в театры, музеи, филармонии и другие учреждения культуры, участвующие в проекте. В этом году на карту будет начислено 3 тысячи рублей (потратить их можно до конца года), с 1 января 2022 г. ежегодно на карту будет поступать сумма в 5 тысяч рублей.
«Пушкинская карта» — инициатива правительства, озвученная во время ежегодной прямой линии Президентом России Владимиром Путиным. «Очень рассчитываю на то, что молодые люди воспользуются этой новой возможностью и смогут посещать не только свои региональные, но и общероссийские учреждения культуры», — отметил глава государства.
«Этого проекта не хватало всем, — сказала министр культуры РФ Ольга Любимова на пресс-конференции, посвящённой запуску программы. — С одной стороны, семьям, где молодые люди, у которых на посещение учреждений культуры не хватает свободных денег, поскольку студенты зачастую уже сосредоточены на семейной жизни, подростки — на поступлениях в вузы и техникумы, все тратится на педагогов. С другой стороны, это очень важно для самих учреждений культуры: у них появляется возможность разрабатывать выставки, специальные постановки и спектакли, на которые приходят целыми классами и курсами. Это приятная возможность для молодых людей, а также это очень важно для учителей литературы, истории, потому что это дополнительные возможности для образования».
Полная афиша мероприятий «Пушкинской карты»размещена на портале «Культура.РФ» и в приложении «Госуслуги. Культура». В сентябре в неё войдут 10 спектаклей МХТ имени А. П. Чехова: «Бег», «В окопах Сталинграда», «Заговор чувств», «Лес», «Месяц в деревне», «Мефисто», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Ювенильное море», «Мальва», «Шинель». В дальнейшем список будет дополнен. С 1 сентября в онлайн-кассе на сайте МХТ при покупке билетов на эти спектакли можно будет воспользоваться специальной кнопкой «Оплатить “Пушкинской картой”». Посетить спектакль по приобретённому билету сможет только владелец карты.
Подробнее о «Пушкинской карте» — официальная страница проекта, информация для участников программы
>  29 августа
130 лет со дня рождения Михаила Чехова


Сегодня, 29 августа, 130 лет со дня рождения Михаила Чехова (1891–1955). Гениального актера, создателя собственной школы актерской психотехники. После эмиграции из СССР познакомившего Запад с системой Станиславского, ставшего педагогом многих голливудских звезд – Мэрилин Монро, Грегори Пека, Юла Бриннера.
«Все то, что жило во мне, как страх, уверенность, любовь, страсть, нежность, грубость, юмор, душевная мрачность и проч., все было пронизано страстностью, кипевшей во мне. И когда я теперь оглядываюсь назад на все это, я понимаю, что благодаря моей страстности я буквально ускорил свою жизнь». Так Михаил Чехов говорит о себе в книге «Путь актера», которую написал в 36 лет.
Странный возраст для мемуаров, не правда ли? Но в его жизни действительно все было стремительно и сразу набело, без черновиков.
Племянник Антона Павловича Чехова, в 16 лет Михаил поступил в петербургскую Театральную школу Александра Суворина, издателя своего дяди. После ее окончания в 1910 году попал в труппу Суворинского театра. Там ему вскоре дали главную роль – царя Федора в пьесе «Царь Федор Иоаннович». После второго же представления на поклонах артисту преподнесли венок с лентой, на которой было начертано: «Юному самобытному таланту М. А. Чехову». Партнерша, игравшая царицу Ирину, больно сдавила Чехову руку и зашипела: «Сам, сам поднес себе венок!»
Полгода спустя в Петербург на гастроли приехал МХТ, и родители попросили Михаила нанести визит родственнице, Ольге Книппер-Чеховой. Та спросила: «Почему ты не хочешь перейти к нам в театр?» – «Я не смею мечтать об этом», – честно ответил юноша… и вскоре уже показывался Станиславскому. А еще через месяц, в мае 1912 года, был принят в МХТ. 
Станиславский в те годы отшлифовывал свою «систему». Молодые актеры, недавно принятые в театр, среди которых был и Евгений Вахтангов (с Чеховым они быстро подружились), с увлечением окунулись в упражнения: наука об актерском творчестве нуждалась в уточнении и развитии. Этот круг молодежи и составил костяк Первой студии МХТ. В лице же Чехова Станиславский нашел идеального артиста, подтверждающего его изыскания. В 1920-е Константин Сергеевич так напутствовал молодых мхатовцев: «Изучайте систему по Мише Чехову, все, чему я учу вас, заключено в его творческой индивидуальности. Он — могучий талант, и нет такой творческой задачи, которую он не сумел бы на сцене выполнить».
Когда в 1921 году Чехов сыграл в Художественном театре Хлестакова, в прессе писали: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история “Ревизора” на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь». Каждая роль Чехова воспринималась как драгоценность, при этом он все дальше отходил от привычного психологического театра, погружаясь в гротеск, в гиперболу, сочетая в одном образе ужасное и смешное, трагедию и комедию. 
В 1928 году, будучи директором МХАТа Второго, он уехал за границу на лечение и не вернулся. В поисках места, где сможет основать свою «школу», долго странствовал: Париж, Рига, Лондон. Незадолго до войны вместе с членами своей театральной студии переехал в Америку – студийцы играли на Бродвее, по клубным сценам. Последние годы Чехов провел в Голливуде, целиком отдавшись педагогике: его уроки оказали большое влияние на целое поколение американских артистов. Мэрилин Монро и Берт Ланкастер, Энтони Куинн и Грегори Пек – все они называли Михаила Чехова своим учителем.
>  26 августа
Гастроли МХТ в Улан-Удэ


Московский Художественный театр имени А. П. Чехова впервые едет на «Большие гастроли» в столицу Бурятии. 
С 28 августа по 2 сентября в Улан-Удэ мы покажем три спектакля: «Серёжу» Дмитрия Крымова, «Телефон доверия» Юрия Кравца и постановку Марины Брусникиной «Пролётный гусь».
В Улан-Удэ сохраняются ограничительные требования для театров — заполнение зала на 50%. Но желающих посмотреть спектакли МХТ оказалось так много, что для федеральной программы «Большие гастроли» было сделано исключение на правительственном уровне. Зрителей в залах двух старейших и красивейших театров республики – Государственного русского драматического театра им. Н. А. Бестужева и Государственного бурятского театра драмы им. Х. Н. Намсараева – будет две трети. На спектакли приедут глава Бурятии Алексей Цыденов, все руководство республики и мэр города Игорь Шутенков.
>  26 августа
Дополнение в репертуаре: «Чайка» 10 сентября


Уважаемые зрители!
Дополнение в нашей афише: 10 сентября на Основной сцене состоится спектакль Оскараса Коршуноваса «Чайка».
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  26 августа
3 сентября МХТ открывает 124-й сезон


3 сентября 2021 года Московский Художественный театр имени А. П. Чехова откроет свой 124-й сезон.
В 14.00 в зале Основной сцены МХТ пройдёт традиционный сбор труппы, где художественный руководитель театра Сергей Женовач расскажет о планах на новый сезон.
Вечером на Основной сцене будет представлена недавняя премьера — «В окопах Сталинграда», постановка Сергея Женовача по одноимённой повести Виктора Некрасова.

Аккредитация СМИ: + 7 (495) 692-50-06, pressa@mxat.ru — Наталья Александровна Витвицкая.
>  25 августа
Марина Андрейкина о ходе ремонтно-реставрационных работ в МХТ


С начала июля в МХТ имени А. П. Чехова идут масштабные ремонтно-реставрационные работы.
На вопросы о ремонте отвечает Марина Андрейкина, первый заместитель художественного руководителя-директора.

– Что послужило причиной для начала ремонта?
– Приведение театра в порядок в пассивный сезон – это дело вообще-то обычное. Наш театр до пандемии принимал более 1200 зрителей каждый вечер. Без выходных! Это очень высокая нагрузка на все пространства. Ремонт фасадов, а точнее, реставрация, был намечен руководством уже несколько лет назад, а вот зрительную зону мы запланировали привести в порядок прямо перед пандемией. Но по понятным причинам ремонт удалось начать только нынешним летом.

– Каких частей здания коснулись ремонтно-реставрационные работы?
– Реставрируется фасад: везде, где штукатурка «бухтит», она отбивается до родного кирпича, воссоздаём пришедшие в негодность окна витрин первого этажа (весь прошлый сезон мы их ловко латали и подкрашивали), воссоздаём деревянные элементы фасада (некоторые совсем сгнили). Реставрируется и знаменитый голубкинский «Пловец» (горельеф над входом на Малую сцену).
В фойе не можем позволить себе никаких новшеств – это предмет охраны, поэтому только реставрируем и восстанавливаем.
Полностью заменили ковролин на всех этажах в кулуарах. Пришлось помучаться с перекрытиями, когда до них добрались. Отреставрировали стены, потолки. Полностью обновляем зрительские туалеты.
Кроме фойе, работа велась и в зале, и на сцене. В зале привели в порядок стены. Заменили колосники – это большая и важная работа. На этих деревянных брусьях на высоте 24 м крепятся стальные тросы для некоторых элементов декораций. И, наконец, сама сцена – обновили планшет, затем загрунтовали и покрасили его. Это основное.

– Что будет с интерьерами Шехтеля?
– Здание театра является памятником архитектуры, поэтому отношение к ремонту очень строгое: ко всем оригинальным орнаментам и авторским надписям на стенах будут прикасаться исключительно профессиональные реставраторы, цвета краски подбираются в соответствии с утверждённым проектом реставрации и предметом охраны. Все элементы декора, которых не касалась реставрация, были бережно скрыты защитной плёнкой.

– С какими трудностями пришлось столкнуться?
– Когда убрали отслуживший ковролин, стало понятно, что старый пол весь в трещинах, его необходимо полностью вскрыть и демонтировать. Затем, выравнивая пол, выяснили, что уровень у лестницы и входа в зал отличается. Поэтому пришлось решать задачу сделать пол ровным, без бугров и ям, но не строго горизонтальным.

– Когда всё будет готово?
– Обычно такой объём работ занимает 4–6 месяцев, но мы не имеем права сейчас лишать зрителей наших спектаклей на такой длительный срок, поэтому изменения происходят стремительно, строители трудятся не покладая рук с начала июля, чтобы к началу сезона основные работы были завершены. Фасад здания и доделка отдельных элементов интерьера будут завершены позднее.

Предъюбилейный 124-й сезон открывается в Московском Художественном театре 3 сентября спектаклем «В окопах Сталинграда» в постановке Сергея Женовача.
>  23 августа
Перенос спектаклей «Мастер и Маргарита» и «Пролётный гусь»
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание на изменения, произошедшие в репертуаре на сентябрь.

Спектакль «Мастер и Маргарита», назначенный на 20 сентября на Основной сцене, переносится на 22 сентября. Билеты остаются действительными. Если новая дата вам не подходит, билеты можно вернуть по месту покупки до 22 сентября не позднее начала спектакля.

Спектакль «Пролётный гусь», который должен был состояться 22 сентября на Малой сцене, переносится на 20 октября. Билеты действительны. Желающим вернуть билеты необходимо оформить возврат до 26 сентября включительно.

Если билеты на эти спектакли были приобретены на сайте МХТ, возврат можно осуществить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  21 августа
150 лет со дня рождения Леонида Андреева


21 августа исполняется 150 лет со дня рождения Леонида Андреева (1871–1919). Писатель и драматург, литературная звезда начала прошлого века, он стал сочинять пьесы именно благодаря Художественному театру.
При жизни Андреев познал и оглушительную славу (в 1910-е годы он был единственным из прозаиков, кому платили построчно, – 5 рублей золотом за строчку), и уничижительную критику. Он был человеком своего времени – переломного, бурного, революционного. И сам был чрезмерен – в любви, в пороках, в богоискательстве. Жил «бездны мрачной на краю», одержимый темой смерти, желанием заглянуть за черту.
В 17 лет, испытывая судьбу, лег между рельсами перед надвигающимся поездом, но остался невредимым. В 23 пытался застрелиться из-за неудачного романа. Остался жив, но получил болезнь сердца, которая и погубила его впоследствии. Красив был невероятно, но в любви несчастлив. Первая жена умерла в 1906 году от родильной горячки, и Андреев отказался от сына Даниила, будущего автора книги «Роза Мира», потому что счел его причиной трагедии. Старший сын Вадим в мемуарах «Детство» описывает хоровод благоухающих дам, которые роились вокруг Андреева после смерти супруги. В Москве злословили: писатель сделал предложение, кажется, всем артисткам МХТ. И не только артисткам. Получал отказы – не в последнюю очередь из-за пьянства. Впрочем, невеста нашлась – в 1908 году писатель женился на своей секретарше.
Корней Чуковский называл Андреева «трагиком»: «Слово “смерть” он произносил особенно выпукло и чувственно, как некоторые сластолюбцы слово “женщина”». И смерть действительно была иногда скрытым, но неизменно главным героем его произведений, что точно попало в апокалиптические настроения общества начала ХХ века.
Андреев восхищался МХТ и считал, что должен стать его автором. Театр поначалу ответил взаимностью. Постановка по его пьесе «Жизнь Человека» в 1907 году имела большой успех. Много сил в 1909 году было вложено в спектакль «Анатэма»: самого Анатэму, князя тьмы, впечатляюще играл Василий Качалов. Но постановка скоро была снята по распоряжению министра внутренних дел. Следующая пьеса, «Екатерина Ивановна», не понравилась в труппе, кажется, уже никому, кроме Немировича-Данченко. «Лучше совсем закрыть театр, чем ставить Сологуба и Андреева», – так высказался в 1912 году Станиславский. А в 1914 году, во время Первой мировой войны, когда МХТ считал правильным избегать мрачных настроений, из афиши пропали все пьесы Андреева – даже только что поставленный спектакль «Мысль».
Леонид Андреев умер в 1919 году в Финляндии, не приняв революцию. Через сто лет многие его произведения читаются с новой силой: и «Иуда Искариот», глубокий психологический портрет предателя, и история о молодых революционерах, приговоренных к смертной казни, – «Рассказ о семи повешенных». И рассказ «Губернатор», в котором градоначальник ждет расплаты за свои грехи и понимает, что она неминуема. Спектакль Андрея Могучего «Губернатор» можно увидеть на сцене МХТ имени А. П. Чехова 21 сентября – в рамках гастролей БДТ в Москве.
>  19 августа
Спектакль «Контрабас» был сыгран в последний раз


19 августа спектакль Глеба Черепанова «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда был сыгран в последний раз — на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. После спектакля Константин Хабенский тепло попрощался с постановкой, в которой играл на протяжении семи лет.
Мы благодарим организаторов гастролей спектакля «Контрабас» в Санкт-Петербурге – компанию «Артсезон» и лично Эллу Глаголеву и Кирилла Коленко.
И напоминаем, что премьера спектакля Виктора Крамера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским в главной роли состоится в МХТ уже в октябре.
>  17 августа
В день рождения Олега Табакова: телеверсия спектакля «Последняя жертва»


17 августа исполняется 86 лет со дня рождения Олега Павловича Табакова. Он был гениальным театральным деятелем, созданное им неохватно, но главным делом своей жизни он считал актёрство, высшей радостью — выход на сцену. Сегодня мы хотим вспомнить одну из лучших его ролей мхатовского периода и предлагаем пересмотреть спектакль «Последняя жертва» по пьесе Александра Островского.
…Как-то к Константину Сергеевичу Станиславскому пришла в гости группа студентов учиться уму-разуму. На вопрос «какие качества для актёра самые важные?» ожидали услышать что-то глубокое и невероятное, но ответ был обескураживающе прост: «В актёре самое главное – обаяние».
Да, обаянию нельзя научиться, его невозможно воспитать, подделать или украсть подражательством, его можно только получить в дар – от природы ли, от Бога. Олег Табаков обладал необоримым обаянием – оно составляло самую суть его личности и действовало сокрушительно – его любили все.
В спектакле Юрия Ерёмина «Последняя жертва» личное обаяние Олега Павловича победило даже извечный негативизм и иронию Александра Островского в отношении «денежных мешков». Богатого купца Флора Федулыча Прибыткова мы полюбили так же нежно, как кота Матроскина. Как было до Табакова? Состоятельный мужчина в летах фактически покупает молодую женщину Юлию Тугину, которую разоряет ее легкомысленный красавчик-возлюбленный. Деваться вдовушке некуда – вот и соглашается она связать свою судьбу с циничным воротилой.
Олег Павлович с колоссальной убедительностью и своим фирменным шармом играет человека, который, конечно же, всё понимает про жизнь. И, да, он умеет делать деньги. И, да, способен интриговать. Но в своем чувстве к Юлии Тугиной он не циничен – здесь видна та отчаянная нежность, которая часто сопутствует последнему чувству. И Юлия в исполнении Марины Зудиной просто не может на неё не откликнуться.

>  16 августа
Последний «Контрабас» — 18 и 19 августа на сцене Александринки


Новый – 124-й – сезон МХТ имени А. П. Чехова официально откроет 3 сентября, но работа уже началась – 18 и 19 августа Художественный театр посетит с гастролями Санкт-Петербург. На сцене Александринского театра Константин Хабенский в последний раз сыграет «Контрабас» Патрика Зюскинда, историю дисгармонии души, тотального одиночества и несчастья, в котором «маленький» смешной человек становится по-настоящему опасен.
Спектакль Глеба Черепанова не сходил со сцены семь лет. Гастроли в Санкт-Петербурге завершают его историю. 
>  14 августа
Поздравляем Филиппа Янковского!


Поздравляем Филиппа Янковского с присуждением ему приза международных независимых кинокритиков Boccalino d'Oro за главную роль в фильме «Иван Денисович» Глеба Панфилова!
Мировая премьера картины состоялась вчера, 13 августа, на 74-м Международном кинофестивале в Локарно. Глеб Панфилов написал свой собственный сценарий по мотивам рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в который вошли и те события, что случились с главным героем до его заключения в советский лагерь.
«Это огромное счастье — работать с таким великолепным режиссером, как Глеб Панфилов. Моя задача была прожить жизнь человеческого духа. Мы сразу договорились: когда Шухов сидит в лагере, я при всей боли играю самый счастливый день его жизни. Глеб Анатольевич очень четко поставил мне задачу сыграть улыбку через боль. Я хочу посвятить эту роль моей матери», – передает агентство РИА Новости слова Филиппа Янковского.
На российские экраны фильм Глеба Панфилова выйдет 23 сентября.
>  10 августа
120 лет со дня рождения Николая Хмелёва


10 августа, 120 лет назад, родился артист Николай Хмелёв (1901–1945), для истории Художественного театра личность важнейшая.
Он прожил всего 44 года – совсем мало и по человеческим меркам, и по мере отпущенного ему таланта. А талант этот был огромен. Анатолий Эфрос, в юности видевший Хмелёва на сцене МХАТа, по масштабу дарования сравнивал его с Иваном Москвиным: «Подобно Толстому или Чехову, они замечали в человеке сотни психологических поворотов, изгибов и умели передавать эти тончайшие повороты. Они были фанатиками психологического театра».
Сын заводского рабочего из Сормово и учительницы музыки, сцену Хмелёв выбрал не сразу. Сначала мечтал стать художником, думал пойти в Строгановку. Но поступил на историко-филологический факультет МГУ и в том же 1919 году – во Вторую студию МХТ. В 1924-м его вместе с группой студийной молодёжи приняли в труппу Художественного театра. Он с самого начала выделялся: «фанатик психологического театра» испытывал явную тягу к чёткому внешнему рисунку роли – неслучайно Хмелёв довольно рано начал преподавать искусство грима. «Какой у меня здесь балет?» – так формулировал он сам для себя очередную актёрскую задачу.
Прославил его Алексей Турбин в «Днях Турбиных» Михаила Булгакова. Хмелёву было 25, когда он сыграл эту роль. Режиссёр спектакля Илья Судаков вспоминал, что в процессе репетиций артист буквально переродился: и в жизни стал держаться сосредоточеннее, сдержаннее. «Дни Турбиных», вышедшие в 1926 году, производили сокрушительное впечатление на тогдашнюю публику (у театра в вечер спектакля дежурили кареты «скорой помощи»), и в этом, несомненно, была немалая заслуга Хмелёва, того, с какой одухотворенностью и внутренней силой играл он трагедию своего героя.
Ведущий артист МХАТа в 1930-е, он был Князем К. в «Дядюшкином сне» и царём Фёдором Иоанновичем, Карениным и Тузенбахом, Забелиным в «Кремлевских курантах» и Фирсом в «Вишнёвом саде». Мечтал о Гамлете: по словам историка МХАТа Инны Соловьёвой, актёрской темой Хмелёва были «драмы ума».
Жил он на износ. Человек волевой и сильный, Хмелёв чувствовал в себе режиссёрский потенциал, ставил спектакли во МХАТе, а в 1932 году организовал свою студию (позже, после слияния со Студией имени Ермоловой, на ее основе возник Ермоловский театр). После смерти Немировича-Данченко в 1943-м его назначили художественным руководителем МХАТа. Одновременно он руководил Театром имени Ермоловой, ставил в театре «Ромэн», в котором работала его жена, цыганская актриса и певица Ляля Чёрная. Говорят, что незадолго до смерти врач Кремлёвской больницы Коган сказал Хмелёву, что тот играет с огнём и должен кардинально изменить свой образ жизни, а иначе сгорит. 
Трагедия произошла 1 ноября 1945 года, во время репетиции спектакля «Трудные годы», в котором Хмелёв должен был выйти в роли Ивана Грозного. Когда артисту стало плохо, его положили в комнате, примыкающей к директорской ложе. Вечером во МХАТе шли «Мёртвые души», весёлый спектакль. Вот что вспоминала актриса Кира Головко: «Когда зрители заполняли зал, никто из них, конечно, не подозревал, что здесь, за стенкой, умирает 44-летний Хмелёв. У меня была небольшая роль губернаторской дочери, я появлялась только в сцене на балу и в танце с губернатором, которого блестяще играл Виктор Станицын, я услышала от него: “Коля перестал дышать”. У меня потекли слёзы».
>  10 августа
120 лет со дня рождения Вадима Шверубовича


Сегодня 120 лет со дня рождения Вадима Шверубовича (1901–1981). Сына знаменитых артистов Василия Качалова и Нины Литовцевой, заведующего постановочной частью Художественного театра, педагога, воспитавшего множество учеников в Школе-студии МХАТ, постановочный факультет которой он возглавлял с 1954 года.
Вадим Васильевич, с детства окруженный людьми выдающихся талантов, был человеком скромным и считал, что не унаследовал дара творца, художника. Но он не отказывал себе в способности чувствовать красоту мира. «Иногда думается, что взял меня господь бог за руку и в утешение в том, что нет у меня талантов созидающих, а есть только талант воспринимающий — привел и показал: рассвет в русском лесу, моря и океаны, вершины гор, долины и потоки Кавказа и Альп, Золотой Рог Босфора, Париж, весенний Гайд-парк, расцвет Московского Художественного театра, Лувр и многое другое прекрасное, ради чего стоило жить и страдать», – так пишет он в мемуарах «О людях, о театре и о себе».
За свою жизнь Вадим Васильевич действительно повидал очень много – и прекрасного, и трагического. Выпавших на его долю испытаний с лихвой хватило бы на несколько насыщенных биографий. 
Сначала было счастливое детство в творческой атмосфере открытого актерского дома Качаловых, общение с Леопольдом Сулержицким (режиссером, педагогом, руководителем Первой студии МХТ), который во время летнего отдыха на Днепре устраивал для детей игры. Все они были моряками, ходили на веслах, ночевали в «вигвамах», праздновали «день открытия навигации», где адмиралом выступал сам Иван Москвин.
Потом – Первая мировая война. Ее начало артисты Художественного театра встретили за границей, и 13-летний Вадим, мечтавший о карьере офицера (что ужасало Качалова), каждое утро докладывал Станиславскому об обстановке на фронте и даже делал собственные прогнозы.
Военным Шверубович все-таки на время стал: в 1919 году, когда «качаловская группа» Художественного театра гастролировала по Югу России, он пошел добровольцем в Белую армию. Вольноопределяющемуся второго эскадрона 12-го драгунского Стародубовского полка еще не исполнилось 18-ти лет, служить было очень тяжело, но в бою он не испытывал страха. Именно тогда со Шверубовичем произошел духовный переворот: «…Не помню, кто или что на меня повлияло, но через два-три месяца я начал получать удовлетворение и даже радость от своей способности уступать и чем-то жертвовать, отдавать больше, чем брать. К концу гражданской войны, вернее, к моему выходу из нее, я уже ясно понял, что источником этого удовлетворения и радости является сознание единственности Истины Христова учения о любви к ближнему больше, чем к самому себе…».
Его сын, историк театра, шекспировед Алексей Вадимович Бартошевич говорит о том же: «Проходить через круги исторического ада ему всякий раз помогала глубокая, лишенная всякого следа гордыни или тем более ханжества, христианская вера». Так было и когда Шверубович ушел на свою вторую войну, Великую Отечественную, хотя как служащий Художественного театра имел бронь. И когда попал в плен и бежал из него, прятался в бенедиктинском монастыре в Италии, участвовал в итальянском Сопротивлении, когда попал в советский лагерь и в одиночную камеру на Лубянке.
Для множества людей Вадим Шверубович был нравственным камертоном. Наверное, это и есть самое главное. И все же зря Вадим Васильевич отказал самому себе в таланте художника. Его работа во МХАТе и в Школе-студии была отмечена подлинным вдохновением, мастерством, волей к созидательному строительству. Про него и его учителя Ивана Гремиславского, театрального художника и первого завпоста МХАТа, историк театра Виталий Виленкин писал: «Они превратили постановочную часть театра из вспомогательно-служебной в творческую, а постановочную технику возвели в степень искусства». А разве книги Вадима Васильевича «О людях, о театре и о себе», «О старом Художественном театре» не труд театрального писателя? Перечтите их – в память об этом замечательном человеке. И небольшую исповедь, написанную им на склоне лет, о том, что хранило его, что было главным в жизни.