ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ
>  31 октября
К юбилею Раисы Максимовой


2 ноября спектакль «Северный ветер» будет сыгран в честь юбилея народной артистки России Раисы Викторовны Максимовой. Старейшина Художественного театра (Раиса Викторовна была принята в труппу МХАТ в 1956 году) в день своего рождения выйдет на сцену в постановке Ренаты Литвиновой в роли Вечной Алисы.
>  31 октября
Премия «Золотая маска»


Жюри Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» объявило имена номинантов по итогам сезона 2018-2019 гг.

Рады сообщить, что спектакль Московского Художественного театра «Серёжа» представлен сразу в 7 номинациях:

лучший спектакль в драме (большая форма),
лучшая работа режиссера — Дмитрий Крымов,
лучшая женская роль — Мария Смольникова,
лучшая мужская роль — Анатолий Белый,
лучшая работа художника — Мария Трегубова,
лучшая работа художника по костюмам — Мария Трегубова,
лучшая работа художника по свету — Иван Виноградов.

Фестиваль пройдёт в Москве с 10 марта по 14 апреля 2020 года. Церемония вручения премии «Золотая маска» состоится 15 апреля на сцене Московского концертного зала «Зарядье».
>  31 октября
Поздравляем Яну Гладких с рождением сына!
Друзья!
Делимся радостью: актриса МХТ Яна Гладких стала мамой во второй раз! Мальчик Стёпа родился в Германии 19 октября и уже благополучно перенёс операцию на сердце, которое было неправильно сформировано. Как сообщает Яна: «Всё прошло по плану, состояние стабильное, полёт нормальный! Всех бесконечно люблю и очень благодарна за ваши молитвы и поддержку!»
Московский Художественный театр поздравляет Яну и всю её семью с рождением сына и от души благодарит всех, кто подставил плечо и прибавил Степану здоровья! Пусть растёт здоровым и счастливым! Ура!
>  30 октября
«Карамазовы» в Китае: МХТ на фестивале в Учжэне


Спектакль Художественного театра «Карамазовы» будет закрывать Учжэньский театральный фестиваль, который начался 25 октября и завершится 3 ноября. Открывал фестиваль спектакль Юрия Бутусова «Три сестры» (Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета), а три последних фестивальных дня пойдут под знаком МХТ и Достоевского.



Фестиваль в Учжэне стартовал в 2013 году и за 7 лет стал событием мирового масштаба. Этот южнокитайский городок, изрезанный мостами и каналами, называют «китайской Венецией», но таких традиционных туристических городков неподалеку от Шанхая немало. Учжэнь пошел дальше в подражании Венеции и стал местной культурной столицей. Началось все с того, что китайский актер, кинорежиссер и педагог Хуан Лэй, который у себя на родине заслужил репутацию большого фантазера и выдумщика, очарованный красотой Учжэня, решил сделать из городка гигантскую театральную площадку. Эту идею поначалу никто не воспринял всерьез, даже он сам. Но Лэй постоянно возвращался к ней в разговорах с друзьями: режиссерами, актерами, драматургами и художниками. И постепенно фантазия начала обретать реальные черты, а Учжэнь превращаться в одну огромную декорацию, не теряя при этом своего исторического облика.



Слоган фестиваля: «За гранью реальности, весь Учжэнь – сцена». Цель фестиваля – представить публике театральные постановки со всего мира в самых разных форматах и жанрах. Одно из уникальных качеств фестиваля — разнообразие театрального пространства. В нескольких минутах ходьбы друг от друга более десяти крытых площадок, большой амфитеатр и несколько открытых площадок, подходящих для выступлений. Все вместе — театральный кластер, аналогов которому нет в мире. «Мы построили прекрасную оболочку, а теперь с помощью великолепных театральных постановок наполним эту оболочку культурой», — говорит Хуан Лэй. В этом году тема фестиваля – «Подъем со дна» и все 28 постановок из 13 стран разделены на пять категорий: «мастер на гребне волны», «водоворот классики», «цунами авангарда», «инновационное подводное течение» и «академическая рябь». «Карамазовы» в постановке Константина Богомолова, пожалуй, могут подойти под любое из этих определений, кроме последнего, конечно. Спектакль будут играть на сцене Гранд Театра.

>  29 октября
В «Ночь искусств»: «Анатэма» («Память места»)


«…Это то, чего вы не видели вчера и чего не увидите завтра. Этот андреевский „Анатэма“: что напоминает собою это представление? Да ничего не напоминает. Это – новый шаг, совсем новый. Публика не аплодировала. Не хотелось аплодировать. Большинство зрителей сидело подавленное, словно на его плечи возложили тяжёлую ношу. Эта ноша не была радостна, но её хотелось нести; чувствовалось, что нести её необходимо, как необходимо бывает сделать какое-нибудь тяжёлое, но важное дело. Театр переставал быть забавой, развлечением и был чем-то гораздо большим».

Так в 1909 году писала критика о премьере «Анатэмы» в МХТ. Жизнь спектакля Вл. И. Немировича-Данченко и В. В. Лужского была яркой, но короткой – он был сыгран 37 раз и закрыт распоряжением министра внутренних дел. Спустя 110 лет, 3 ноября 2019 г., пьеса Леонида Андреева вновь прозвучит на сцене Художественного театра в рамках проекта «Память места» и ежегодной акции «Ночь искусств».

Режиссёр Марина Брусникина: «„Анатэма“ Леонида Андреева – третья пьеса после „Царя Фёдора Иоанновича“ и „Ганнеле“, которую мы прочтём в рамках нового цикла мхатовских вечеров „Память места“. Этот проект, посвящённый истории и традициям МХТ, начат совсем недавно, нынешним летом, и чем дальше, тем более захватывающим он становится и для меня самой, и для актёров театра. Когда прикасаешься к текстам, которые К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко брали для постановки в первые годы жизни Художественного театра, когда начинаешь их пробовать, разбирать – поражает смелость основоположников МХТ, то, как бесстрашно они поворачивали ход театрального дела. Ничего подобного „Анатэме“ в театре того времени не было! Совершенно „некоммерческий“ текст – очень непростая, мистическая, философская история… Ставить эту пьесу, начиная новое дело, и надеяться на успех, на то, что это будет нужно и интересно людям, – невероятная смелость, смелость наотмашь.
Очень важно, чтобы такой проект, как „Память места“, был в Художественном театре – театре „с традициями“. Малер говорил, что „традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу“. Поразительно верно! Говоря о традициях МХТ, мы оглядываемся на людей, которые создали наш театр, и заражаемся их энергией, смелостью, какой-то даже отчаянностью… Они ничего не боялись и, сталкиваясь с трудностями, шли наперекор: открывали театр пьесой А. К. Толстого „Царь Фёдор Иоаннович“, которая 30 лет была запрещена цензурой; ставили провалившуюся в Александринке и раскритикованную всеми чеховскую „Чайку“; боролись за „Ганнеле“ Г. Гауптама (спектакль был закрыт церковной цензурой буквально на генеральном прогоне). „Анатэма“ была сыграна 37 раз и тоже запрещена… Это бесстрашие и есть история и традиции МХТ».

В вечере примут участие: Армэн Арушанян, Валерий Трошин, Янина Колесниченко, Наташа Швец, Алексей Краснёнков, Алёна Хованская, Павел Ващилин, Юлия Ковалёва, Елизавета Ермакова, Иван Дергачёв, Дмитрий Чеблаков.

>  29 октября
«Пролётный гусь» на Малой сцене


Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание на то, что с декабря 2019 г. спектакль Марины Брусникиной «Пролётный гусь» будет идти на Малой сцене МХТ. 
18 лет назад, 2 декабря 2001 года, в МХТ состоялся предпремьерный показ спектакля по рассказам Виктора Астафьева «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник». Это был режиссёрский дебют Марины Брусникиной и первое представление, собравшее зрителей на только что созданной Новой сцене, задуманной О. П. Табаковым как пространство для проб и экспериментов. Признанный несомненной удачей, спектакль был принят в репертуар театра, его официальная премьера состоялась 24 февраля 2002 года. С тех пор «Пролётный гусь» шёл в камерном пространстве Новой сцены, вмещающем порядка ста зрителей, попасть на него было трудно – билеты раскупались мгновенно. 9 мая 2019 г. в честь Дня Победы спектакль был сыгран на более просторной Малой сцене театра и теперь, начиная с 10 декабря, будет идти там всегда.
Билеты на «Пролётного гуся» и другие спектакли декабрьской афиши поступят в продажу 2 ноября.
>  28 октября
Продажа билетов на декабрь
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на декабрь в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на официальном сайте театра mxat.ru начнётся 2 ноября в 12:00.
Просим обратить внимание: формирование очереди в кассы МХТ с использованием бумажных браслетов будет начинаться в 10 часов утра.
Бронирование билетов на декабрь по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 4 ноября с 12:00.
4 ноября начнётся продажа билетов на сайтах официальных партнёров театра: Ticketland.ru (ООО «МДТЗК»), Bigbilet.ru, Parter.ru, Kassir.ru, компании «Дилявер», Redkassa.ru.
>  26 октября
Московскому Художественному театру — 121 год!


121 год назад — 14(26) октября 1898 года — Московский Художественно-Общедоступный театр в помещении театра «Эрмитаж» в Каретном ряду сыграл свой первый спектакль – «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии А. К. Толстого.
Сегодня, в честь дня рождения МХТ, на нашей сцене вновь «Царь Фёдор» — артисты Художественного театра под руководством режиссёра Марины Брусникиной прочтут эту пьесу в рамках нового мхатовского проекта «Память места». Главные роли исполнят Эдуард Чекмазов, Павел Ворожцов, Алексей Кравченко, Евгений Киндинов, Александр Семчев, Янина Колесниченко, Ксения Теплова, Даниил Феофанов.

В спектакле 1898 года роль Ирины, жены царя Фёдора, играла Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. В проекте «Память места» роль Ирины исполнит Ольга Литвинова.
Вот что она говорит про свою героиню: «Когда мы готовили эту читку с Мариной Станиславовной Брусникиной, для нас самым важным было не воспоминание о спектакле, которым когда-то открылся Московский Художественный театр, а какая-то абсолютная опрокинутость текста Алексея Константиновича Толстого в сегодняшний день. Это невероятно актуальная история – и мы играли этот текст как современный, отзывающийся в нас всеми своими поворотами. В „Царе Фёдоре Иоанновиче“ я выхожу в роли Ирины, жены Фёдора. Конечно, в этой пьесе есть место любви – любви между мужчиной и женщиной, но все-таки в первую очередь это история о том, как происходит борьба за власть, о том, как изменяется мир под действием политических сил. Поэтому главным в моей героине для меня было не только чувство, которое она испытывает к мужу, но и её мудрость, её выдержка, решимость, с которой она пытается повлиять на своего брата, Бориса Годунова».

Мы с нетерпением ждём вечера и поздравляем всех мхатовцев и всех наших зрителей с праздником — днём рождения Художественного театра!
>  25 октября
Традиции старые, «чайки» новые: в театре прошло вручение памятных знаков


25 октября в Портретном фойе Художественного театра вручали традиционные «чайки». Бронзовыми знаками награждали тех артистов и сотрудников Художественного театра, Школы-студии и Музея МХАТ, что проработали в театре 15 лет, серебряными — 25 лет, золотыми – 30 лет и более лет.
Художественной руководитель театра Сергей Женовач напомнил о том, что традиция этих знаков идет еще от Антона Павловича Чехова. И рассказал, что в этом году знаки были сделаны в новом дизайне, который разработал главный художник театра Александр Боровский.
Вели церемонию Сергей Женовач и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Все виновники торжества взволнованно признавались в любви к Художественному театру и людям, которые в нем работают.

«15 лет… Дело в том, что у меня этот год сплошь юбилейный, — рассказал народный артист РФ Авангард Леонтьев, получивший бронзовую „чайку“. — Я поступил в Школу-студию МХАТ 55 лет назад. После окончания учебы был приглашен Олегом Николаевичем Ефремовым в „Современник“, в котором проработал 36 лет… А потом я снова пришел сюда. „Современник“ — театр, замечательный по внутренней атмосфере, и когда я шел во МХАТ, то немножко побаивался. А оказалось, что и здесь замечательная атмосфера! Она держится все эти 15 лет, что я здесь, и я бы хотел надеяться, что так оно и будет дальше. Тут интересно! 55 лет в пространстве Художественного театра, а по-прежнему интересно!»

Ольга Туркестанова, заместитель руководителя литературно-драматической части: «Я пришла в наш театр, будучи очень взрослым человеком, когда ты знаешь, что у тебя в жизни состоялось и что уже никогда не состоится. И вдруг неожиданно для себя открыла, что можно быть в профессии и оставаться околотеатральным человеком, а можно быть человеком театра. И все эти 15 лет я честно училась тому, чтобы быть человеком театра. По-моему, у меня получилось. Хочу сказать спасибо всем этим портретам, этому дому, я всех очень люблю и всем очень благодарна».

Алла Сигалова, режиссер, заведующая кафедрой пластического воспитания актера Школы-студии МХАТ: «Всех с праздником! Для меня огромная честь быть рядом с вами!»

Заслуженная артистка РФ Дарья Юрская, получившая серебряную «чайку» за 25 лет работы в театре, призналась, что Художественный театр – ее единственная до конца сбывшаяся в жизни мечта: «Поступала я только в Школу-студию МХАТ, тем самым очень усложнив себе задачу. Но я очень хотела быть здесь. Мечты сбываются!»

Народная артистка РФ Наталья Тенякова проработала в Художественном театре 30 лет. В сентябре в МХТ имени А. П. Чехова отметили юбилей Натальи Максимовны, о чем она вспомнила в своей речи: «Пользуясь случаем, хочу поблагодарить театр за тот изумительный юбилей, который вы мне подарили. За бенефис на Малой сцене, за программку, за выставку, сделанную с большой любовью. Я тронута и счастлива».

Народная артистка РФ Наталья Егорова: «35 лет я в театре. Спасибо ему за все – за радости, за страдания, за переживания!»

«Чайку» за 40 лет работы получила Наталья Борисовна Артемьева, преподаватель Школы-студии МХАТ: «Я сорок лет посвятила работе в Школе-студии МХАТ, служу в ней до сих пор, и многие мои ученики работают во МХАТе. Я очень счастлива!»

Кульминацией церемонии стало вручение золотой «чайки» с бриллиантом народной артистке РФ Нине Ивановне Гуляевой — за 65 лет работы в театре.

Нина Гуляева: «Недавно режиссер из Франции – он „Дядю Ваню“ ставил в Театре Наций, у Жени Миронова, – сказал: „У меня няню Марину будет играть одна актриса, она работала еще с Немировичем-Данченко“. Как выяснилось, речь шла обо мне! (Смеется.) Ну, с Немировичем так с Немировичем. А я-то помню – не Немировича, конечно! – а вот всех их (обводит рукой историческую часть Портретного фойе, где расположены портреты легендарных артистов Художественного театра). Они меня учили. Нельзя было уйти со сцены, чтобы тебе не сказали: „Ну-ка, пойдите сюда!“ Анатолий Петрович Кторов спросил меня как-то: „Ты что готовишь в театре?“ – „Майку в „Платоне Кречете“. У меня там три слова“. – „Я тебя научу, как из трех слов сделать громадную сцену, на пол акта“. Вот так я училась.
А с той стороны висит портрет моего Славы, Вячеслава Михайловича Невинного. Как раз в этом месте он меня однажды вызвал из буфета, подарил кольцо и сказал: „Я тебя люблю, будь моей женой“.
Сколько лет я в театре: 65 лет – это, на самом деле, не 65! Я уже на втором курсе играла Сережу в „Анне Карениной“, с Аллой Константиновной Тарасовой. Играла в „Синей птице“. Так что к этим годам надо прибавить еще два. Я такая счастливая, такая счастливая! Я бы всем пожелала прожить такую творческую жизнь. Театр – это мой дом!»

Итак, вот кто получил сегодня памятные «чайки»:

За 15 лет работы в Художественном театре: артисты Ольга Яковлева, Авангард Леонтьев, Сергей Сосновский, Артем Панчик, Владимир Панчик; заместитель руководителя литературно-драматической части Ольга Туркестанова, главный специалист участка подготовки спектаклей художественно-постановочной части Елена Зыкова, заместитель главного инженера Людмила Мелешко, начальник участка расчетной части бухгалтерской службы Екатерина Карватюк, электроник отдела звукооформления и звукотехнического оборудования сцены Иван Плавинский, бухгалтер Марина Родионова, контролер билетов Татьяна Воробьева, специалист по кадрам Татьяна Пышная, заведующая кафедрой пластического воспитания актера Школы-студии МХАТ Алла Сигалова, заведующий музеем-квартирой В. И. Немировича-Данченко Валерий Ермолов.

За 25 лет: актриса Дарья Юрская, начальник участка службы вентиляции Андрей Анисимов, бухгалтер Марина Батурина, оператор видеопроекционного оборудования Лариса Иванова, инженер отдела сценических эффектов Александр Похачев, профессор кафедры экономики искусства и культурной политики Школы-студии МХАТ Руслан Гринберг.

За 30 лет: актриса Наталья Тенякова, электроник отдела звукооформления и звукотехнического оборудования сцены Тамара Дмитриева, начальник участка технического обеспечения отдела звукооформления и звукотехнического оборудования сцены Борис Голубков, художник по свету осветительной службы Малой и Новой сцен Людмила Елисеева, медсестра по массажу Вера Королева.

За 35 лет: актриса Наталия Егорова, художник, главный специалист участка подготовки спектаклей художественно-постановочной части Екатерина Кузнецова.

За 40 лет: доцент Школы-студии МХАТ Наталья Артемьева, заведующая отделом выставочно-экскурсионной работы Музея МХАТ Ольга Полозкова.

За 45 лет: художник-модельер Елена Афанасьева, художник по свету Анатолий Данилов, научный сотрудник Дома-музея К. С. Станиславского Наталия Карсова.

За 65 лет работы в Художественном театре: актриса Нина Гуляева.

Фоторепортаж Екатерины Цветковой
>  23 октября
Новые исполнители
22 октября роль Горничной в спектакле Владимира Машкова «№ 13D»
впервые исполнила Елизавета Ермакова.

2 ноября в спектакле Ренаты Литвиновой «Северный ветер» впервые примут участие Анастасия Скорик (она сыграет Смерть, Матильду и Певицу по вызову) и Олег Гаас (его роль — Генерал Авиационный Флакон).
>  23 октября
Андрей Бурковский и Игорь Верник — лауреаты премии «МК»


Сегодня в редакции газеты «Московский комсомолец» состоялось вручение театральной премии «МК» по итогам сезона 2018-2019. Сразу две награды достались Московскому Художественному театру: премию за лучшую мужскую роль получил Андрей Бурковский (Сергей Павлович Голубков, «Бег»), а за лучшую мужскую роль второго плана — Игорь Верник (Парамон Ильич Корзухин, «Бег»).
Получая награду, Игорь Верник сказал: «Я отдельно хочу поблагодарить Сергея Васильевича Женовача за возможность сыграть такую потрясающую роль на любимой мхатовской сцене».
Поздравляем лауреатов с заслуженными наградами, а газету «Московский комсомолец» — с вековым юбилеем!



Фоторепортаж Екатерины Цветковой
>  23 октября
К дню рождения Художественного театра


25 октября в 12 ч. в МХТ имени А. П. Чехова пройдет традиционное вручение памятных «чаек». Бронзовыми, серебряными и золотыми значками и ювелирными изделиями с символикой МХТ наградят артистов и сотрудников Художественного театра, Школы-студии и Музея МХАТ, чей трудовой стаж составляет 15, 25 и более лет. Эта традиция идёт от А. П. Чехова, в 1901 г. подарившего именные кулоны артистам, игравшим в его пьесах «Чайка» и «Дядя Ваня».

Церемония приурочена ко дню рождения театра – 26 октября МХТ исполняется 121 год. В этот день на Основной сцене в рамках нового мхатовского проекта «Память места» состоится театрализованная читка пьесы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» — именно этой исторической драмой в октябре 1898 г. открывался Московский Художественный театр. Режиссёр вечера – Марина Брусникина. Главные роли исполнят Эдуард Чекмазов, Павел Ворожцов, Алексей Кравченко, Евгений Киндинов, Ольга Литвинова, Александр Семчев, Янина Колесниченко, Ксения Теплова.

>  22 октября
Поздравляем Александра Боровского!


Поздравляем главного художника МХТ имени А. П. Чехова Александра Давидовича Боровского с высокой наградой – Золотой медалью Российской Академии Художеств!
>  21 октября
Игра в классики: что нового увидел Эдуард Чекмазов в образе царя Федора Иоанновича
26 октября, в день рождения МХТ имени А. П. Чехова, на сцену вновь выйдут герои пьесы Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович». С этой пьесы начался Художественный театр в 1898 году, спектакль ждала великая и долгая судьба – он шел до 1949 года. Спустя 70 лет «Царь Федор» возвратился – в рамках проекта Марины Брусникиной «Память места». В первый раз пьеса Толстого была представлена на Малой сцене МХТ прошедшим летом, второй показ состоится уже на Основной сцене. Царя Федора Иоанновича сыграет Эдуард Чекмазов. По словам артиста, эта роль для него – настоящий подарок.



– Пьеса Толстого стала для меня открытием, раньше я никогда не соприкасался с этим материалом. И резонанс, который случился после первого, летнего, показа, говорил сам за себя. Ведь когда ты устраиваешь одноразовую акцию, предполагается, что она пройдет – и все, бежим дальше: у нас еще много пьес, много разных историй впереди. И вдруг сам материал говорит: стоп, подождите, остановитесь. Люди хотят еще раз посмотреть «Царя Федора», они рассказывают об этой читке другим. 
Пьеса Толстого актуальна для любого времени: в ней есть борьба за престол, за власть, в ней есть любовь… И, возможно, спектакль в форме читки – это как раз очень удачная форма для такого текста. Потому что как сегодня играть «Царя Федора Иоанновича»? В соболя одеваться, в шапке Мономаха выходить на сцену? Можно скатиться в лубок и страшно показаться ряженым. Поэтому и выбрана такая форма: белые футболки, на которых написано «царь», «царица», столы, микрофоны. Но какими бы условными приемы ни были, текст все расцарапывает внутри, всю душу выворачивает. Настолько мощная драматургия у Толстого.



– Для вас царь Федор просто добрый совестливый человек? Или святой, как говорит про него в пьесе Шуйский?
– Я помню все, что говорят о царе Федоре другие персонажи, читал, что писали об этом образе актеры, его игравшие, – Москвин, Смоктуновский… Но почему-то у меня царь Федор получается совсем другим. .. 



(Читать далее)
>  17 октября
Международная премия Станиславского


17 октября жюри Международной премии Станиславского объявило имена лауреатов этого года. Среди них наши коллеги:
актёр, режиссёр, педагог, профессор Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин (посмертно) — за бесценный вклад в развитие русской актёрской школы и развитие современного театра, а также воспитание целой плеяды молодых талантливых актёров;
актриса Театра имени Ленсовета Лаура Пицхелаури — за яркие актёрские работы последних лет (в числе которых роль Салмановой в спектакле «Человек из рыбы», поставленном Юрием Бутусовым в МХТ);
профессор кафедры сценической речи Школы-студии МХАТ Анна Петрова – за вклад в развитие актёрского искусства.
Всего в списке удостоенных премии 15 имён. Церемония награждения состоится 25 ноября в отеле «Балчуг-Кемпински».
>  17 октября
Выставка памяти Дмитрия Брусникина «Человек размером с дом»


«Человек размером с дом» – выставка о Дмитрии Брусникине занимает 5 этажей. 22 октября она открывается в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский пер., 17).
Дмитрий Владимирович был человеком-вселенной: актер, режиссер, педагог, основатель одной из самых ярких театральных компаний последних десятилетий – «Мастерской Дмитрия Брусникина».
Куратор выставки Ксения Перетрухина предлагает увлекательное путешествие во внутренний мир современного художника, который находится в постоянном движении. Мобильные визуальные образы становятся проводниками этой идеи: игрушечный паровоз связывает географию и биографию в единый путь, спектакль «Время роли» основан на текстах 47 ролей Брусникина, а у говорящих деревьев и футбольного поля с десятками мячей особая концептуальная роль.
Выставка «Человек размером с дом» – коллаборация ММОМА, «Мастерской Дмитрия Брусникина» и фестиваля современного искусства «Территория» – пройдет в рамках I Международного фестиваля-мастерской имени Дмитрия Брусникина “Brusfest” и продлится до 17 ноября.
>  15 октября
100-й «Свидетель обвинения»


Сегодня, 15 октября, спектакль Мари-Луиз Бишофберже «Свидетель обвинения» будет сыгран в 100-й раз.
Поздравляем всех создателей и участников спектакля с этим прекрасным событием!
>  14 октября
Ушёл из жизни Александр Попов


Московский Художественный театр с прискорбием сообщает: 14 октября в Бостоне скоропостижно ушёл из жизни наш коллега, театральный продюсер Александр Юрьевич Попов. Ему было 55 лет…

В начале 2000-х, придя во МХАТ вместе с О. П. Табаковым, он был заместителем директора театра, инициатором многих нововведений и начинаний первых лет «эпохи Табакова». В последние годы работал продюсером международных программ МХТ, преподавал в Школе-студии МХАТ. В его переводе на мхатовской сцене шли пьесы «Лунное чудовище» и «Копенгаген». Многие наши зрители знали его как автора и ведущего экскурсионной программы «Путешествие в закулисье».
В разные годы Александр Юрьевич работал завлитом и заместителем директора в Театре п/р О. Табакова, директором Летней школы имени Станиславского в США, исполнительным продюсером компании «Стейдж Энтертейнмент», генеральным директором Московского театра мюзикла; преподавал в Театральном институте при Гарварде и Университете Карнеги-Меллон (США). Как продюсер выпустил более 50 спектаклей в России и США, участвовал в организации множества фестивалей. За книгу «История театрального подвала» о создании «Табакерки» был удостоен Премии Олега Табакова в 2010 году.

Для нас его безвременный уход – потеря близкого человека. Мы соболезнуем семье и друзьям Александра Юрьевича и разделяем их горе.
>  11 октября
15 октября — 100-й спектакль «Свидетель обвинения»


15 октября спектакль «Свидетель обвинения» будет сыгран в 100-й раз.

Когда Билли Уайлдер снимал свой знаменитый фильм по пьесе Агаты Кристи «Свидетель обвинения» – тот самый, с Марлен Дитрих – он не показывал актёрам финальные страницы сценария, чтобы даже они до самого последнего момента не знали развязки. Во мхатовской постановке француженки Мари-Луиз Бишофберже история о расследовании загадочной смерти пожилой и обеспеченной леди увлекает не только детективной интригой, но и любовной линией, и отличным актёрским ансамблем. Рената Литвинова, Игорь Верник, Сергей Чонишвили, Евгения Добровольская, Татьяна Розова, Дарья Юрская и все-все-все участники этой детективной истории сами получают от неё настоящее удовольствие, которым щедро делятся с публикой.

Сергей Чонишвили, исполнитель роли королевского адвоката сэра Уилфрида, признается, что очень любит детективы – по его словам, когда он хочет перезагрузить свой мозг, то садится пересматривать «Семь» Дэвида Финчера, а из книг этого жанра предпочитает романы норвежского писателя Ю Несбё.
По его мнению, секрет долгой жизни «Свидетеля обвинения» кроется в слаженной актёрской команде, которая имеет вкус к импровизации: «В этом спектакле мы изначально работаем по импровизационной схеме, устраиваем для себя маленькие лёгкие отклонения от заданной линии – возможно, они не всегда понятны публике, хотя зритель, который не один раз придёт на спектакль, думаю, их заметит. В самой истории, которая написана Агатой Кристи, есть возможность порадовать себя какими-то неожиданными ходами – за счёт иронии, за счёт обаятельных деталей. Поэтому, мне кажется, этот спектакль так долго и держится – благодаря импровизации. Ведь театр – это искусство, которое происходит здесь и сейчас, оно всегда будет вызывать интерес публики именно чудом сиюминутности».
>  10 октября
Юбилей Алексея Кравченко


Сегодня, 10 октября, в Художественном театре праздник — юбилей заслуженного артиста России Алексея Кравченко. Свой 50-й день рождения один из ведущих артистов МХТ проведёт самым лучшим и правильным образом — на сцене: днём будет репетировать, а вечером сыграет главную роль в спектакле Адольфа Шапиро «Мефисто».

Режиссёр Адольф Шапиро: «Перефразируя известное высказывание: все плохие артисты похожи друг на друга, каждый хороший по-своему интересен. Алексей Кравченко, как и должно быть артисту, загадочен и не прост. Редко встретишь такое сочетание мужественности и нежности, силы воли и нервности, суверенного взгляда на происходящие вокруг метаморфозы бытия и реактивного отклика на них. Он много видел и знает (и в жизни, и в театре), но не утратил тяги к новизне. Если требуется объяснить присутствие на первый взгляд столь трудно соединяемых качеств, я бы вспомнил, что Алексей Евгеньевич – любитель быстрой езды, авто и мотоциклов – замечательно чувствует музыку, ее природу. Не случайно она в его жизни заняла значительное место.
Вспоминаешь работы Кравченко в кино и театре и испытываешь неловкость. Нельзя бегло говорить о том, кто достоин статей и монографий. Поэтому сейчас лучше просто поздравить Алексея с юбилеем, поблагодарить за радость совместной работы, пожелать ему весело отпраздновать, а наутро забыть о магии чисел и прочих условностях.
И все-таки не могу не сказать об одном качестве Алексея Кравченко, вызывающем особое почтение: ему доверяешь. И в жизни, и на сцене. Это не так часто бывает в суетном мире. Тот, кто видел репетиции Алексея Евгеньевича, знает – он больше всего боится переиграть. Это не только навык киноартиста, выходящего на сцену, но еще и боязнь потерять доверие публики. Люди чувствуют это и отвечают любовью. А в чем еще нуждается подлинный артист?..»

Художественный театр поздравляет Алексея с юбилеем и, присоединяясь к словам Адольфа Яковлевича, желает ему, чтобы любовь зрителей только крепла, желает новых творческих достижений и успеха — сегодня вечером и всегда!
>  9 октября
Выставка «Первые сюжеты. Лица русской сцены на рубеже тысячелетий»


10 октября в Театральном музее имени А. А. Бахрушина в рамках «Биеннале театрального искусства» открывается выставка «Первые сюжеты. Лица русской сцены на рубеже тысячелетий».
Экспозиция выставки включает более 130 фотографий выдающихся театральных деятелей, десятки записей репетиций легендарных спектаклей и целые фрагменты самих спектаклей. В этом контексте особое место занимает фотогалерея жизни Художественного театра от драматического раздела в 1987 году до новейшего времени.
Выставка будет открыта до 10 декабря.
>  9 октября
Дневники Олега Борисова. К 90-летию со дня рождения артиста


Через месяц, 8 ноября, исполнится 90 лет со дня рождения народного артиста СССР Олега Ивановича Борисова (1929-1994). В этот день в Художественном театре, актёром которого он был в 1980-х годах, состоится вечер, посвящённый его памяти. Частью программы станут дневники артиста, они неоднократно издавались.
Весь этот месяц, оставшийся до юбилея, мы решили перечитывать дневники Олега Ивановича и публиковать выдержки их них в группах МХТ в социальных сетях (FB и ВК), чтобы напомнить себе и другим о том, что Борисов был не только великим актёром, но и автором этого поразительного документа. И если роли Борисова в спектаклях Георгия Товстоногова, Льва Додина, Олега Ефремова, Леонида Хейфеца мы сегодня увидеть уже не можем, то книга – вот она, под рукой. Стоит открыть её на любом месте – и поразишься не только высокой честности разговора артиста с самим собой, но и актуальности его наблюдений и мыслей.
Читайте дневники Олега Борисова «Без знаков препинания» вместе с Московским Художественным театром!
>  2 октября
Лекция Алексея Бартошевича «„Венецианский купец“ В. Шекспира. Театральная судьба»


Внимание! Запись на лекцию закрыта.

22 октября в 19 ч. на Новой сцене МХТ состоится лекция Алексея Бартошевича, посвящённая одной из самых неоднозначных пьес Шекспира и приуроченная к недавней премьере «Венецианского купца» на сцене Художественного театра.

Алексей Бартошевич: «Эта пьеса Шекспира открыта не просто разным, но взаимоисключающим интерпретациям, многочисленные примеры которых давала и до сих пор даёт история постановок „Венецианского купца“ на мировой сцене. Российский театр, при всей его страстной приверженности к Шекспиру, прежде обращался к „Венецианскому купцу“ крайне редко: ведь пьеса касается одной из болевых точек нашей истории — того, что теперь называется ксенофобией. Но как раз это и диктует важность современного обращения к этой сложной и глубокой пьесе, стоящей на грани трагедии и гротеска».

Алексей Бартошевич — театровед, доктор искусствоведения, профессор ГИТИСа, заслуженный деятель науки РФ. Ведущий российский специалист по творчеству Уильяма Шекспира, заведующий кафедрой истории зарубежного театра ГИТИСа, заведующий отделом современного западного искусства Государственного института искусствознания. В 1961 году окончил театроведческий факультет ГИТИСа, ученик театроведа Георгия Бояджиева, литературоведа и шекспироведа Александра Аникста. Автор книг: «Шекспир. Англия. XX век», «Для кого написан „Гамлет“: Шекспир в театре. XIX, XX, XXI…», «Комическое у Шекспира», «Шекспир на английской сцене. Конец XIX — первая половина XX в. Жизнь традиций и борьба идей», «Поэтика раннего Шекспира», «Мирозданью современный". Шекспир в театре XX века», «Театральные хроники конца ХХ — начала XXI века». Автор многочисленных телепередач (в основном, на канале «Культура»). Лауреат премии К. С. Станиславского. Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Патриарх».

Лекции будут проводиться для всех желающих бесплатно. Стать слушателем лекции можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  1 октября
«Памятка» Олега Ефремова


Ко дню рождения Олега Николаевича Ефремова, которому сегодня, 1 октября, исполнилось бы 92 года, сотрудники Музея МХАТ разыскали в архиве оригинал его знаменитой «Памятки». Это клятва верности Театру — Ефремов написал ее студентом второго курса Школы-студии вместе со своими однокурсниками в 1947-м году. Клятву скрепили подписями кровью. Приводим полностью текст этого удивительного документа, в котором соединилось все: молодость, совпавшая с великой победой, страстность, с которой хотелось побед собственных, и абсолютная, кристальная честность по отношению к себе и своему делу.



«ПОМНИ, что мы решили, собравшись 29 марта 1947.
МЫ не просто группа людей, объединенных официально, чтобы пройти курс обучения в институте, — мы творческий и не только творческий, но и дружеский коллектив людей, истинно преданных искусству, пришедших для того, чтобы вместе учиться, вместе жить, вместе творить.
ПРИЧИНЫ того, что у нас не было до сих пор такого коллектива, вскрыты – это эгоистические свойства человека, его завистливые страсти, это не было в скрытом состоянии в силу наших характеров и молодости.
Мы решили воспитать в нас другое отношение к искусству, отношение художника. Теперь не может быть так, что когда человек свободен от репетиций, ему неинтересно, как репетируют другие, не может быть так, чтобы мешать своему товарищу, а наоборот создавать все условия для того, чтобы человек мог по-настоящему работать, раскрываясь, расковываясь, поднимаясь во весь рост своего таланта.
Мы решили, что неудачу, горе одного, мы воспринимаем как неудачу, горе всего коллектива.
Мы все равны, и кто будет нам мешать в достижении этой цели, мешать нам создавать коллектив, мы, коллектив, сумеем обуздать того.
ПЕРЕД нами грандиозные просторы. Мы живем в замечательное время, в эпоху социализма – создать искусство истинно социалистическое – наша сверхзадача, наш маяк.
Для нашего упрочения в студии нужно завоевать к себе доверие и уважение. Для этого на курсе объявляется аврал: на всех лекциях абсолютная дисциплина, быть все время подтянутыми внешне и внутренне.
БЛИЗИТСЯ сессия, ее надо провести образцово. Главное – организация труда. Ответственность и наблюдение за подготовкой курса к сессии мы возложили на ПЕТРА, мы ему верим. 
ПЛАН трудный, серьезный. Жить надо в едином ритме, всегда быть неудовлетворенными. Докажем, насколько мы сильны и выносливы.
ВПЕРЕД! ВПЕРЕД! БЫТЬ ВСЕ ВРЕМЯ ОГНЕННЫМИ, ВСЕ ВРЕМЯ ГОРЕТЬ!
ЭТО не все, но это главное, что мы решили.
ХРАНИ эту памятку, товарищ, как самое дорогое, и если ты видишь, что не все на курсе благополучно, что другие забыли о ней – НАПОМНИ. Каждый имеет право, каждый обязан прочесть перед курсом эту памятку, хотя мы и верим, что это не придется делать».
АДЖУБЕЙ, БУЛГАКОВ, ЕФРЕМОВ, ЗАБРОДИНА, ЗОЛОТАРЕВ, ЗОЛОТУХИН, КАЛУЖСКИЙ, МАСЛОВ, СТОЛПОВА, СКОБЦЕВА, СУББОТИН, ТРОФИМОВА