ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Игра в классики: что нового увидел Эдуард Чекмазов в образе царя Федора Иоанновича

Александра Машукова, 21.10.2019
26 октября, в день рождения МХТ имени А. П. Чехова, на сцену вновь выйдут герои пьесы Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович». С этой пьесы начался Художественный театр в 1898 году, спектакль ждала великая и долгая судьба – он шел до 1949 года. Спустя 70 лет «Царь Федор» возвратился – в рамках проекта Марины Брусникиной «Память места». В первый раз пьеса Толстого была представлена на Малой сцене МХТ прошедшим летом, второй показ состоится уже на Основной сцене. Царя Федора Иоанновича сыграет Эдуард Чекмазов. По словам артиста, эта роль для него – настоящий подарок.



– Пьеса Толстого стала для меня открытием, раньше я никогда не соприкасался с этим материалом. И резонанс, который случился после первого, летнего, показа, говорил сам за себя. Ведь когда ты устраиваешь одноразовую акцию, предполагается, что она пройдет – и все, бежим дальше: у нас еще много пьес, много разных историй впереди. И вдруг сам материал говорит: стоп, подождите, остановитесь. Люди хотят еще раз посмотреть «Царя Федора», они рассказывают об этой читке другим. 
Пьеса Толстого актуальна для любого времени: в ней есть борьба за престол, за власть, в ней есть любовь… И, возможно, спектакль в форме читки – это как раз очень удачная форма для такого текста. Потому что как сегодня играть «Царя Федора Иоанновича»? В соболя одеваться, в шапке Мономаха выходить на сцену? Можно скатиться в лубок и страшно показаться ряженым. Поэтому и выбрана такая форма: белые футболки, на которых написано «царь», «царица», столы, микрофоны. Но какими бы условными приемы ни были, текст все расцарапывает внутри, всю душу выворачивает. Настолько мощная драматургия у Толстого.



– Для вас царь Федор просто добрый совестливый человек? Или святой, как говорит про него в пьесе Шуйский?
– Я помню все, что говорят о царе Федоре другие персонажи, читал, что писали об этом образе актеры, его игравшие, – Москвин, Смоктуновский… Но почему-то у меня царь Федор получается совсем другим. 

– Каким же?
– Он умен. От других героев пьесы он отличается острым чувством юмора. Он часто шутит, причем делает это тонко. Федор Иоаннович искренне любит свою жену Ирину, и он абсолютно свободен в этой любви, не зациклен на том, чтобы ей что-то доказывать. Окружение Федора сильно его недооценивает, даже Ирина. Она, безусловно, любит мужа, но в то же время относится к нему по-матерински. А он ее подкалывает, провоцирует на ревность, – человек небольшого ума, думаю, в такие игры не играл бы.
А еще мне кажется, что царь Федор великий стратег. Вот смотрите, в начале пьесы он хочет помирить Шуйского и своего шурина, Бориса Годунова. Поведение моего героя абсолютно просчитано, он строит план примирения, расставляет участников по местам, будто шахматные фигуры. И все происходит так, как он спланировал.
Не ума у него не хватает управлять государством – не хватает жестокого духа. Царь Федор находится во внутреннем конфликте со своим отцом Иваном Грозным, который – Федор знает это – ходил по колено в крови. Этот призрак отца у него внутри, и он хочет устроить все миром, сделать так, чтобы не было больше крови. Федор прямо говорит: «Довольно крови на Руси лилося/ При батюшке, Господь ему прости». Он сильно переживал из-за жестокости отца. Но его окружение, привычное к зверствам, считывает такой стиль правления, как слабый.

– Сама форма читки для вас органична?
– Да, конечно. Но в какой-то момент чувствую желание оторваться от листов с текстом пьесы. Выучить свою роль, сыграть ее, а листы использовать просто как реквизит. Это же невероятное счастье, когда ты с партнером на сцене находишься в любви или в конфликте, когда идет прямой обмен энергиями с ним и с залом, – это совсем другое переживание! С листами в руках ты похож на современного человека, уткнувшегося в айфон. Вот он идет по улице и смотрит в экран, и даже когда ты его спрашиваешь, который час, а он тебе отвечает, он на тебя не смотрит. 



– Вы участвовали во многих литературных проектах Марины Брусникиной. Наверное, уже с полуслова понимаете друг друга?
– С Мариной Станиславовной мы в 2001 году начинали еще проект «Дневник военнопленного Воропаева». Этот поразительный документ – дневник юноши, который попал в немецкий концлагерь и каждый день в течение года писал о том, что там происходит, – предложил поставить Олег Павлович Табаков. До этого у нас были только «Мхатовские вечера», когда артисты, очень известные, всеми любимые, и мы, молодые, читали стихи и прозу. Вечера пользовались огромной популярностью, и однажды Олег Павлович предложил: а давайте сделаем какой-нибудь спектакль! Но «Дневник военнопленного Воропаева» прошел всего пару раз, как акция: слишком страшная тема, это было невыносимо слушать, все в зале сидели и ревели. С каким чувством человек уходит после такого спектакля? Возможно, он думает: «Не пойду больше в театр, там слишком тяжело», а мы не хотели такой реакции. Поэтому решили сделать новую работу – «Пролетный гусь» Виктора Астафьева. Но и этот рассказ тоже трагический, снова все сидят в слезах. Тогда придумали сделать вторую часть – поставить рассказ Астафьева «Бабушкин праздник», это более светлая история, с юмором. Благодаря такому решению Марины Станиславовны мы уже восемнадцать лет играем спектакль «Пролетный гусь» с большим успехом.

– Как думаете, в чем секрет долголетия этой постановки?
– Сила, думаю, в Астафьеве, вы возьмите любое его произведение и увидите, какое будет впечатление. А дальше, я думаю, дело в каком-то очень точном попадании режиссера – у Брусникиной удивительная режиссерская и женская интуиция. Где бы мы ни играли этот спектакль – на Дальнем Востоке, в Сибири, всем это оказывается близко. Недавно приехали в Сухум – что с людьми в зале творилось! А почему? Все просто. Люди пережили войну, дома там так и стоят обстрелянные, с дырами от пуль. Не знаю, отчего их не ремонтируют, может быть, это город-музей? Люди в Сухуме до сих пор живут с этой болью. Поэтому и принимали нас так горячо с этим спектаклем.
За то время, что идет «Пролетный гусь», мы сами уже постарели, множество детей у нас родилось… Иногда думаешь: пора заканчивать, но только делаешь шаг на сцену, видишь глаза людей – и ты уже не можешь просто оттарабанить текст. Думаешь: ну пожалей себя! Сколько можно сердце рвать, надо хоть немного себя поберечь! Но заводишься и остановиться не можешь. Такая природа актерская. Такая сила у этого текста, у этого спектакля.

– А в ваших родных местах, в Братске, вы играли «Пролетного гуся»?
– В Братске – нет, только в Иркутске. Мы приехали осенью, там было так красиво! Мощная Ангара, желто-красный город, и у нас в «Пролетном гусе» многое осенью происходит… А в Братске хотелось бы, конечно, сыграть.

– Расскажите, как вы из Братска попали во МХАТ?
– Я вырос в поселке Падун под Братском. Закончил школу, в Братске отработал на заводе год, получил специальность токаря-фрезеровщика. И понял, что все-таки надо как-то развиваться. Ну мне начальник завода все объяснил: отслужишь в армии, вернешься на родной завод, сделаем тебя бригадиром – вот и будешь развиваться. Но я встретил одноклассницу, которая рассказала, что ездила в Иркутск поступать в театральное училище. Говорит: вот и тебе бы туда попробовать, ты ведь такой же, как и я, – баламут!

– В Братске вы в театр ходили?
– А в Братске в те годы театра вообще не было. Только два кинотеатра. Один из них деревянный, из досок: зимой сидишь в зале – пар у всех изо рта идет, все взрослые в меховых шапках, и ты, мальчишка, из-за этих шапок выглядываешь, стараешься хоть что-то увидеть на экране.
В общем, я написал письмо в Иркутское театральное училище: хочу поступать к вам, что мне нужно для этого? Мне пришел ответ с планом: учите стихи, басню, прозу. А я тогда даже не знал, что такое проза. Ходил у всех спрашивал, что это. Нет, я был очень начитанным, просто не знал, что это так называется. Поступил, ушел в армию, потом вернулся. После Иркутского театрального училища меня пригласили в Рязанский ТЮЗ. Работал там и ездил в Москву поступать. Поступил одновременно во ВГИК и в Школу-студию МХАТ. 

– Почему выбрали Школу-студию?
– Дождь помешал. Я поехал во ВГИК, вышел на метро «Ботанический сад», а там ливень стеной, идти невозможно. Ну я постоял и понял, что это, видимо, судьба. Развернулся – и поехал в Камергерский переулок. Там дождя не было.

– Вы пришли во МХАТ по приглашению Олега Николаевича Ефремова. Что сегодня вам вспоминается про него в первую очередь?
– Знаете, я вырос без отца, потерял его рано, в 10 лет. И Олег Николаевич был для меня почти как отец. В нем была такая доброта… Он был такой спокойный, уверенный в себе, теплый, душевный, скромный человек. И всегда поговорить с ним было можно – просто так, вне работы.
Помню последнюю встречу с ним. В доме-музее Чехова мы должны были играть спектакль «Борис Годунов». Ефремов очень плохо себя чувствовал, ходил с кислородным баллоном. Мы отрепетировали и вышли на улицу. Он сидит в машине на пассажирском сидении, ноги наружу выставил, курит. Затяжка – и тут же кислородную маску к лицу, вот так чередует. Я смотрю – а у него ноги худые-худые, прямо две палочки торчат из штанин, и носки даже не обтягивают ноги, а сползают гармошкой. Но все равно – что бы ни было – глаза у него были с таким хитрым, добрым прищуром. Я говорю: «Олег Николаевич, как вы себя чувствуете?» Он затягивается и после паузы отвечает: «Эдик. Ну ты же видишь. Ну вот так….» Я стою и не знаю, что сказать…
Вообще мхатовцы старшего поколения, с которыми мне посчастливилось общаться, были совершенно удивительными. Легендарный Виталий Яковлевич Виленкин вел у нас в Школе-студии МХАТ «Практикум по стиху», сколько раз мы беседовали с ним о жизни. Я поражался: «Ну какой интерес ему разговаривать с пацаненком из провинции?» А он так внимательно слушал, расспрашивал, что в Сибири, как в армии?.. Очень добрые воспоминания от этого общения остались, очень теплые.
2019
Подсказанному верить, Елена Федоренко, Культура, 14.11.2019
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
«Предел любви» показали белгородцам артисты МХТ им. Чехова, видеосюжет телекомпании «Мир Белогорья», 11.11.2019
Влюбленная в дело, Александра Машукова, Экран и сцена, 2.11.2019
Раиса Максимова отметит юбилей на сцене, телеканал «Культура», 2.11.2019
Сергей Собянин поздравил Раису Максимову с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 2.11.2019
В МХТ готовится бенефис Раисы Максимовой, Виктор Борзенко, Театрал, 28.10.2019
Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Марина Брусникина о театральных планах, Мария Чемберлен, Московская правда, 24.10.2019
Алексей Кравченко: «Когда появился Серебренников, все завертелось», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2019
Вольность и непокой, Алла Шевелева, Театральная афиша, 4.10.2019
Человеку нужен человек, Марианна Власова, Независимая газета, 3.10.2019
«Простите, простите, простите меня!», Александра Машукова, Экран и сцена, 26.09.2019
В Ярославле театр МХТ представил спектакль «Серёжа», видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославль), 26.09.2019
Ваш Солженицын, Елена Новоселова, Российская газета, 24.09.2019
Посторонний, Ольга Егошина, Театрал, 24.09.2019
Шум и ярость несбывшегося, Марина Токарева, Новая газета, 23.09.2019
Чудо света, Елена Федоренко, Культура, 20.09.2019
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
У московского метро появился свой Олег Табаков, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 13.09.2019
В столичном метро появился поезд Олега Табакова, Иван Пышечкин, Российская газета, 13.09.2019
«Пролетный гусь» в Сухуме: во власти эмоций, Эсма Голандзия, Sputnik Абхазия, 12.09.2019
Спектакль «Белые ночи» 2019 в МХТ им. Чехова в Москве: исповедь о любви, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.09.2019
«Кто там…» на Кутузовском: Вадим Верник — о съёмках в районе, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 9.09.2019
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
«Белые ночи». Премьера в МХТ, видеосюжет Ticketlend.ru, 4.09.2019
МХТ перед битвой: обозреватель «НИ» побывала на сборе труппы, Диляра Тасбулатова, Новые известия, 4.09.2019
Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019
Вадим Верник стал заместителем Сергея Женовача, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2019
МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019
МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019
«Золотую маску» встречают в Хабаровске, Марина Семченко, Тихоокеанская звезда, 30.08.2019
О «зрительском климате» рассказали в Комсомольске актеры Игорь Гордин и Александра Ребенок, Илья Давыдов, видеосюжет ДВ-новости (Комсомольск-на-Амуре), 29.08.2019
Мужей и жен увезли на Восток, Дина Непомнящая, Российская газета, 26.08.2019
В Хабаровском крае пройдет фестиваль «Золотая Маска», Петр Самсонов, Комсомольская правда, 18.08.2019
Олег Табаков: «Очень важно. что будет после нас», Виктор Борзенко, Театрал, 17.08.2019
7 главных театральных премьер сентября, Сергей Вересков, InStile, 15.08.2019
10 спектаклей для взрослых о детях и подростках, Алексей Гончаренко, Афиша, 13.08.2019
Анатолий Белый: Моя душа — одна сплошная болевая точка, Александр Малюгин, Аргументы недели, 5.08.2019
Високосный год театра: сезон начинался с дурного знака, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.07.2019
11 сцен прощания, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.07.2019
«Чайки» в рубрике «Театр на экране», телеканал «Культура», 17.07.2019
«Мы все короли». Павел Ващилин в диалоге со зрителями, Мария Куликовская, http://localdramaqueen.moscow, 17.07.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
«Личный подход»: Марина Брусникина, Ольга Журавлева, Москва 24, 5.07.2019
Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019
Звезда фильма «Любовь и голуби» отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.07.2019
Юбилей народной артистки России Натальи Теняковой, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2019
Актриса на все времена, Татьяна Петренко, Театрал, 3.07.2019
Прощание с Аллой Покровской, видеосюжет «Московского комсомольца», 27.06.2019
В Москве простились с Аллой Покровской, фоторепортаж kino.mail.ru, 27.06.2019
В Москве простились с Аллой Покровской, видеосюжет телеканала «Культура», 27.06.2019
Памяти Аллы Покровской, Сергей Коковкин, Анна Родионова, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Царство Покровской, Виктория Пешкова, Культура, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2019
Алла Покровская. Тень гениев, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 26.06.2019
Наталья Тенякова: после первой роли я рыдала, Московский комсомолец, 25.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 25.06.2019
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Авангард Леонтьев, Известия, 25.06.2019
Актриса и театральный режиссер Алла Покровская. Досье, Елена Слободян, Аргументы и факты, 25.06.2019
«Её любили абсолютно все…», Анна Тимина, Театрал, 25.06.2019
Современница «Современника», Коммерсантъ, 25.06.2019
Гафт о кончине Аллы Покровской: Не могу прийти в себя!, Национальная служба новостей, 25.06.2019
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, видеосюжет телеканала «Культура», 25.06.2019
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.06.2019
Полный Цахес, Марина Токарева, Новая газета, 23.06.2019
Йобсен, бабабаба и жизнь в подтексте, Лина Гончарская, Culbyt.com, 13.06.2019
Сергей Женовач в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 11.06.2019
В МХТ имени Чехова новый спектакль — «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019
Забег после мхатовской паузы, Наталья Решетникова, Российская газета, 6.06.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
«Хочется лёгкого, светлого, нежного…», Андрей Мягков, Год литературы 2019, 2.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019
МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019
Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019
В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Автору правды о войне Виктору Астафьеву исполнилось бы 95 лет, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 1.05.2019
Унесенные вихрем, Юлия Арсеньева, Театральная афиша столицы, 21.04.2019
МХТ им. Чехова с гастролями приехал в Екатеринбург, видеосюжет телеканала «Вести-Урал», 16.04.2019
Дарья Мороз получила «Золотую маску» за лучшую женскую роль, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.04.2019
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Толстяк — в прошлом». Актёр Семчев о новом амплуа и похудении на 100 кг, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 15.04.2019
Школа Плотникова, Алексей Филиппов, Российская газета, 2.04.2019
Михаил Пореченков: Я заслужил хорошее место в самолете, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2019
Марина Зудина про Табакова, МХАТ, преемников и «Содержанок», Вячеслав Манучаров, Эмпатия Манучи, 28.03.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
«Далёкие близкие». Памяти Олега Табакова, телеканал «Россия 1», 17.03.2019
«Северный ветер» Ренаты Литвиновой на сцене БДТ, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 15.03.2019
Год без Табакова, Марина Зудина, Известия, 12.03.2019
Памяти Олега Табакова, телеканал «Культура», 11.03.2019
100 лет со дня рождения Киры Головко, телеканал «Культура», 11.03.2019
Кира и адмирал. К 100-летию легенды МХТ, Филипп Марков, Babr24, 11.03.2019
«Никуда не жалуйся!». Скромная легенда театра Кира Головко, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 11.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Михаил Трухин в программе «Судьба человека», Борис Корчевников, телеканал «Россия 1», 4.03.2019
Михаил Пореченков отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2019
Тихая революция, Мария Иванова, Институт театра, 1.03.2019
Бинокль брать будете?, Виктория Пешкова, Культура, 28.02.2019
Похож ли Пореченков на Пореченкова, Алексей Филиппов, Российская газета, 28.02.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Одним Серёжей меньше, Марина Шимадина, Театрал, 26.02.2019
Филипп Янковский: «Это не я играю, это мной играет театр», Наталия Соколова, Петербургский театральный журнал, 19.02.2019
Офелия боится воды, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 14.02.2019
Средь шумного бала…, Лариса Каневская, Мнение, 2.02.2019
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Вечер имени Солженицына в МХТ, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 29.01.2019
Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Спектакль Дмитрия Крымова «Сережа», Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 21.01.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
«Бег» после «Бала», Ирина Шведова, Московская правда, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Это мой город: актриса Роза Хайруллина, Антонина Шевченко, Москвич, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
Фотопроект «Город на память». 422. Тверская улица театральная, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 13.01.2019
Ещё раз про нелюбовь, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 10.01.2019
Была бы Гертруда, а платье найдется, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 10.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
Паровозом по живому, Анастасия Вильчи, index-art, 1.01.2019