Алиса Георгиевна Коонен
(5 [17].10.1889, Москва — 20.8.1974, Москва)
В 16 лет Коонен поступила во МХАТ и стала одной из любимейших учениц Станиславского. Впервые появилась на сцене Художественного театра в роли Гостьи в «Горе от ума» (1906). Среди ролей, сыгранных ею во МХАТе — Митиль в «Синей птице» (1908), Маша в «Живом труппе» (1911), Анитра в «Пер Гюнте» (1912).
В 1913 году Коонен ушла из МХАТа в организованный К. А. Марджановым Свободный театр, где сыграла роль Пьеретты в пантомиме на тему А. Шниплера «Покрывало Пьеретты», и в китайской сказке «Желтая кофта». Режиссером этих спектаклей был А. Я. Таиров. Работа в Свободном театре связала актрису с режиссурой А. Таирова на долгие годы — их встреча определила дальнейшую сценическую жизнь А. Коонен.
В 1914 году Коонен стала главной актрисой Камерного театра, созданного Таировым и группой молодых актеров.
Героинь Коонен отличала разнохарактерность, она сыграла Сакунталу (1914), Саломею (1917), Адриенну Лекуврер (1919), Джульетту («Ромео и Джульетта», 1921), Федру (1922), Катерину («Гроза», 1924), Эбби Кабот («Любовь под вязами», 1926), Комиссара («Оптимистическая трагедия», 1933), Эмму («Мадам Бовари», 1940).
В Камерном театре мастерство Коонен достигло синтеза актерских выразительных средств. Сценическая речь Коонен отличалась тончайшей интонационной мелодикой. Актриса обладала необычайной пластичностью, возможности ее были безграничны. Коонен владела пластикой Дункан, оказавшей на нее большое влияние, классическим танцем, жонглированием и фехтованием. Она стремилась к тому, чтобы ее тело было подобно музыкальному инструменту, в котором пластика тела, мелодика голоса и чувства сливались в унисон и поражали зрителей своей изысканной красивостью. Актриса избегала случайных интонаций и жестов, все было у ней точно и размерено.
Поледний раз на сцене Камерного театра Коонен выступила в мае 1949 года в роли Адриенны Лекуврер.
В 16 лет Коонен поступила во МХАТ и стала одной из любимейших учениц Станиславского. Впервые появилась на сцене Художественного театра в роли Гостьи в «Горе от ума» (1906). Среди ролей, сыгранных ею во МХАТе — Митиль в «Синей птице» (1908), Маша в «Живом труппе» (1911), Анитра в «Пер Гюнте» (1912).
В 1913 году Коонен ушла из МХАТа в организованный К. А. Марджановым Свободный театр, где сыграла роль Пьеретты в пантомиме на тему А. Шниплера «Покрывало Пьеретты», и в китайской сказке «Желтая кофта». Режиссером этих спектаклей был А. Я. Таиров. Работа в Свободном театре связала актрису с режиссурой А. Таирова на долгие годы — их встреча определила дальнейшую сценическую жизнь А. Коонен.
В 1914 году Коонен стала главной актрисой Камерного театра, созданного Таировым и группой молодых актеров.
Героинь Коонен отличала разнохарактерность, она сыграла Сакунталу (1914), Саломею (1917), Адриенну Лекуврер (1919), Джульетту («Ромео и Джульетта», 1921), Федру (1922), Катерину («Гроза», 1924), Эбби Кабот («Любовь под вязами», 1926), Комиссара («Оптимистическая трагедия», 1933), Эмму («Мадам Бовари», 1940).
В Камерном театре мастерство Коонен достигло синтеза актерских выразительных средств. Сценическая речь Коонен отличалась тончайшей интонационной мелодикой. Актриса обладала необычайной пластичностью, возможности ее были безграничны. Коонен владела пластикой Дункан, оказавшей на нее большое влияние, классическим танцем, жонглированием и фехтованием. Она стремилась к тому, чтобы ее тело было подобно музыкальному инструменту, в котором пластика тела, мелодика голоса и чувства сливались в унисон и поражали зрителей своей изысканной красивостью. Актриса избегала случайных интонаций и жестов, все было у ней точно и размерено.
Поледний раз на сцене Камерного театра Коонен выступила в мае 1949 года в роли Адриенны Лекуврер.
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Живой труп (1911) | Маша | Режиссер Владимир Немирович-Данченко, Константин Станиславский | 28 фев 1911 |
| Синяя птица | Митиль | Режиссер Иван Москвин, Константин Станиславский, Леопольд Сулержицкий | 30 сен 1908 |