Иннокентий Михайлович Смоктуновский
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых
(28.3.1925, дер. Татьяновка, Томская обл. — 3.8.1994, Кубинка, Московская обл.)
Народный артист СССР (1974).
Родился в крестьянской семье. В 1943 г. был мобилизован в армию, попал в плен, бежал, вступил в партизанский отряд (награжден медалью «За отвагу», которую ему вручили в 1992 г. прямо на сцене Художественного театра после спектакля «Мольер»).
В 1945-1946 гг. учился в театральной студии в Красноярске. Потом около десяти лет работал в провинции — в театрах Норильска, Махачкалы, Волгограда. В 1955 г. приехал в Москву, показывался в разных театрах, где получил отказ. Устроился работать в Студии киноактера при Мосфильме. После роли Фарбера в фильме «Солдаты» (1957) был приглашен Г. А. Товстоноговым на роль Мышкина в спектакль «Идиот» по Достоевскому. С 1960 г. работал главным образом в кино. Среди наиболее известных ролей — Куликов («Девять дней одного года», реж. М. Ромм), Гамлет («Гамлет», реж. Г. Козинцев). В 1973 г. сыграл в Малом театре царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого.
С 1975 до конца жизни — артист Художественного театра.
Роль князя Мышкина, сыгранная Смоктуновским в 1957 г., стала открытием не только новой актерской индивидуальности, но нового стиля актерской игры. «В исполнении Смоктуновского князь Мышкин — весна света, та самая ранняя весна, что начинается в воздухе, освещении», — писал Н. Берковский. Одухотворенный, распахнутый навстречу миру, точно светящийся изнутри тихим радостным светом, его Мышкин казался пришельцем, существом иной расы, окружающие люди становились лучше от одного его присутствия. Рельефность каждого жеста, выразительность тела заставляли вспоминать Михаила Чехова. Смоктуновский был близок Чехову и масштабом таланта, и типом актерской личности — та же тяга к героям с трагической судьбой и без трагического характера, то же обдуманное вдохновение, гипнотическая власть над зрительным залом, та же тяга к безудержному лицедейству и осязательная достоверность воплощения жизни человеческой души.
Смоктуновский пришел в МХАТ в тот момент, когда в театр пришло много крупных актеров «со стороны». Но было в индивидуальности артиста качество, которое Олег Ефремов назвал «генетической близостью» к мхатовской школе. «Раньше в работе над ролью у меня быстро наступал такой момент: ну, вот дошел до стенки, герой исчерпан. А теперь я знаю: в стенке есть дверь, за ней — другая комната, а там еще третья, четвертая… Важно, чтобы актер и через него зритель чувствовал: человек неисчерпаем, человек бесконечен», — определял свое творческое кредо Смоктуновский. Эту бесконечность он сыграл в первой роли на сцене МХАТ — в роли Иванова в чеховском спектакле 1976 г. Его Иванова мучило чувство стыда, он страдал от невыносимого разлада идеала и действительности. Артист наделил своего героя неправильным изяществом облика, особой воздушной походкой, нервной подвижностью аристократических рук. Было понятно, почему от этого Иванова сходят с ума женщины. И вместе с тем он был бесконечно, как-то царственно одинок, все время как будто зяб и никак не мог найти покойного места… Чеховские герои, мир чеховской драматургии оказались необычайно близкими Смоктуновскому. Тонкий стилист с великолепным чувством слова, мастер интонации, он строил роли чеховских героев на колебаниях светотени. Страдающий, все понимающий и по врожденной деликатности скрывающий свои чувства Гаев («Вишневый сад»). Сдержанный и по-настоящему значительный Серебряков («Дядя Ваня»). Наконец, доктор Дорн — стареющий денди, сочувствующий молодым бунтарям, элегантный умница, знающий цену себе и миру. Именно Дорн придавал в «Чайке» (1980) точный масштаб и смысл происходившим событиям. Запоминалось, как в три прыжка, нарушая все законы физики, он летел на звук выстрела Константина. В иной манере была сыграна роль Порфирия Головлева в спектакле «Господа Головлевы», поставленном в 1984 г. Львом Додиным. Его Иудушка был наделен мерзкой прелестью: он заговаривал-завораживал свои жертвы. Химерический и до ужаса достоверный его Иудушка объединял два мира — реальный и мир «умертвий»". Постепенно все отчетливее «потустороннее» проступало в его облике. Смоктуновский играл нравственный и физический распад человека. постепенно сходящего в безумие. В «Кабале святош» (1988) Смоктуновский играл Людовика — усталого, ироничного властителя, развлекающегося «королевскими играми» с Мольером — Ефремовым. В паре с Генделем-Ефремовым Смоктуновский сыграл Баха в «Возможной встрече» (1992). Последняя его работа во МХАТ — репетиции Арбенина в «Маскараде» в 1994 году.
О. Егошина
Народный артист СССР (1974).
Родился в крестьянской семье. В 1943 г. был мобилизован в армию, попал в плен, бежал, вступил в партизанский отряд (награжден медалью «За отвагу», которую ему вручили в 1992 г. прямо на сцене Художественного театра после спектакля «Мольер»).
В 1945-1946 гг. учился в театральной студии в Красноярске. Потом около десяти лет работал в провинции — в театрах Норильска, Махачкалы, Волгограда. В 1955 г. приехал в Москву, показывался в разных театрах, где получил отказ. Устроился работать в Студии киноактера при Мосфильме. После роли Фарбера в фильме «Солдаты» (1957) был приглашен Г. А. Товстоноговым на роль Мышкина в спектакль «Идиот» по Достоевскому. С 1960 г. работал главным образом в кино. Среди наиболее известных ролей — Куликов («Девять дней одного года», реж. М. Ромм), Гамлет («Гамлет», реж. Г. Козинцев). В 1973 г. сыграл в Малом театре царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого.
С 1975 до конца жизни — артист Художественного театра.
Роль князя Мышкина, сыгранная Смоктуновским в 1957 г., стала открытием не только новой актерской индивидуальности, но нового стиля актерской игры. «В исполнении Смоктуновского князь Мышкин — весна света, та самая ранняя весна, что начинается в воздухе, освещении», — писал Н. Берковский. Одухотворенный, распахнутый навстречу миру, точно светящийся изнутри тихим радостным светом, его Мышкин казался пришельцем, существом иной расы, окружающие люди становились лучше от одного его присутствия. Рельефность каждого жеста, выразительность тела заставляли вспоминать Михаила Чехова. Смоктуновский был близок Чехову и масштабом таланта, и типом актерской личности — та же тяга к героям с трагической судьбой и без трагического характера, то же обдуманное вдохновение, гипнотическая власть над зрительным залом, та же тяга к безудержному лицедейству и осязательная достоверность воплощения жизни человеческой души.
Смоктуновский пришел в МХАТ в тот момент, когда в театр пришло много крупных актеров «со стороны». Но было в индивидуальности артиста качество, которое Олег Ефремов назвал «генетической близостью» к мхатовской школе. «Раньше в работе над ролью у меня быстро наступал такой момент: ну, вот дошел до стенки, герой исчерпан. А теперь я знаю: в стенке есть дверь, за ней — другая комната, а там еще третья, четвертая… Важно, чтобы актер и через него зритель чувствовал: человек неисчерпаем, человек бесконечен», — определял свое творческое кредо Смоктуновский. Эту бесконечность он сыграл в первой роли на сцене МХАТ — в роли Иванова в чеховском спектакле 1976 г. Его Иванова мучило чувство стыда, он страдал от невыносимого разлада идеала и действительности. Артист наделил своего героя неправильным изяществом облика, особой воздушной походкой, нервной подвижностью аристократических рук. Было понятно, почему от этого Иванова сходят с ума женщины. И вместе с тем он был бесконечно, как-то царственно одинок, все время как будто зяб и никак не мог найти покойного места… Чеховские герои, мир чеховской драматургии оказались необычайно близкими Смоктуновскому. Тонкий стилист с великолепным чувством слова, мастер интонации, он строил роли чеховских героев на колебаниях светотени. Страдающий, все понимающий и по врожденной деликатности скрывающий свои чувства Гаев («Вишневый сад»). Сдержанный и по-настоящему значительный Серебряков («Дядя Ваня»). Наконец, доктор Дорн — стареющий денди, сочувствующий молодым бунтарям, элегантный умница, знающий цену себе и миру. Именно Дорн придавал в «Чайке» (1980) точный масштаб и смысл происходившим событиям. Запоминалось, как в три прыжка, нарушая все законы физики, он летел на звук выстрела Константина. В иной манере была сыграна роль Порфирия Головлева в спектакле «Господа Головлевы», поставленном в 1984 г. Львом Додиным. Его Иудушка был наделен мерзкой прелестью: он заговаривал-завораживал свои жертвы. Химерический и до ужаса достоверный его Иудушка объединял два мира — реальный и мир «умертвий»". Постепенно все отчетливее «потустороннее» проступало в его облике. Смоктуновский играл нравственный и физический распад человека. постепенно сходящего в безумие. В «Кабале святош» (1988) Смоктуновский играл Людовика — усталого, ироничного властителя, развлекающегося «королевскими играми» с Мольером — Ефремовым. В паре с Генделем-Ефремовым Смоктуновский сыграл Баха в «Возможной встрече» (1992). Последняя его работа во МХАТ — репетиции Арбенина в «Маскараде» в 1994 году.
О. Егошина
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Возможная встреча | Иоганн Себастьян Бах | Режиссёр Вячеслав Долгачев | 05 дек 1992 |
| Кабала святош (Мольер) | Людовик Великий | Режиссёр Адольф Шапиро | 27 дек 1988 |
| Тамада | Реваз | Постановка Кама Гинкас | 28 окт 1986 |
| Дядя Ваня (1985) | Серебряков | Режиссёр-постановщик Олег Ефремов , Ассистент режиссера Николай Скорик , | 27 фев 1985 |
| Господа Головлёвы (1984) | Порфирий Владимирович Головлев | Постановка и режиссура Лев Додин , Режиссёр-ассистент Л. Дарашевич , | 17 апр 1984 |
| Чайка (1980) | Дорн | Постановка и режиссура Олег Ефремов | 09 июл 1980 |
| Иванов (1976) | Иванов Николай Алексеевич | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Сергей Десницкий , (стажёр) Игорь Власов , | 26 дек 1976 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
Столетие Иннокентия Смоктуновского: МХТ отмечает юбилей великого артиста
-
5 историй из жизни Иннокентия Смоктуновского, рассказанных им самим
-
«Многоликий, но единственный» – выставка в музее МХАТ к Смоктуновского
-
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского
-
-
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности
-
К дню рождения Иннокентия Смоктуновского
-
Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми»
-
Телеверсия спектакля «Возможная встреча» (1992 год)
-
Документальный фильм «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду». Вторая серия
-
Документальный фильм «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду». Первая серия
-
Иннокентию Смоктуновскому исполнилось бы 95 лет
-
Как рождаются гении. К юбилею Иннокентия Смоктуновского
-
Мария Смоктуновская: «Папе обещали голливудские условия»
-
Иннокентий Смоктуновский в роли Фарбера (фильм «Солдаты»)
-
Символ русского актёрства. без Иннокентия Смоктуновского
-
Мария Смоктуновская: «Папа часто шутил, что уедет от нас в Татьяновку»
-
В Томске открылась выставка МХТ, посвященная Иннокентию Смоктуновскому
-
МХТ покажет в Томске выставку, посвященную Смоктуновскому
-
Планета под именем Смоктуновский
-
Смоктуновский
-
Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова
-
Актер милостью Божьей
-
В МХТ имени Чехова открылась выставка, посвященная Иннокентию Смоктуновскому
-
Иннокентий Смоктуновский: космический актёр и интеллектуал советского кино
-
«Великий мастер ХХ века»: со дня рождения Иннокентия Смоктуновского
-
Биография Иннокентия Смоктуновского
-
Мария Смоктуновская: Медаль «За отвагу» отцу повесили на костюм Людовика ХIV
-
Иннокентию Смоктуновскому посвящена выставка в МХТ
-
Мария Смоктуновская, дочь великого актера, о камне в форме сердца, медали на камзоле и пистолете в багаже
-
Дочь Смоктуновского: Страшный день похорон помню смутно
-
Фоторепортаж Екатерины Цветковой с открытия выставки к М. Смоктуновского «Космический актёр»
-
Фоторепортаж Романа Астахова «Выставка в МХТ к Смоктуновского»
-
Евгений Киндинов и Ирина Мирошниченко об Иннокентии Смоктуновском
-
«Новости культуры» об открытии выставки к М. Смоктуновского
-
Уроки Смоктуновского
-
Планета 5246
-
Первый канал отметит юбилей Иннокентия Смоктуновского
-
Окопная правда Иннокентия Смоктуновского
-
В Томской области установят памятный бюст Иннокентия Смоктуновского
-
Фотогалерея «Иннокентий Смоктуновский: Люди мелкие ищут комфорта, популярности, денег; люди крупные — самих себя»
-
Мария Смоктуновская: «Георгий Жженов помог папе пережить ссылку»
-
Мария Смоктуновская: «Папа отправил свое сердце в нокаут»
-
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего»
-
Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе»
-
Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский
-