Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Кирилл Серебренников приглашает на казньАлла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 На малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера «Человека-подушки». Психологический триллер Мартина Макдонаха поставил Кирилл Серебренников. АЛЛЕ Ъ-ШЕНДЕРОВОЙ показалось, что это самый откровенный спектакль популярного режиссера. С пьесой ирландского драматурга московскую публику познакомил три года назад болгарский режиссер Явор Гардев. На крошечной сцене, отгороженной прозрачным пластиком, следователи некоего тоталитарного государства выбивали показания из молодого писателя. Вся его вина состояла в том, что какой-то маньяк начал воплощать в жизнь сюжеты его рассказов, в которых дети становились жертвами изощренного садизма взрослых. Ощущение вязкого, зыбучего кошмара усиливалось: брат писателя оказывался дебилом, покойные родители изуверами, а следователи заложниками собственного тяжелого детства. Петля на шее писателя неумолимо затягивалась. Все это игралось точно, скупо и документально. В интерпретации режиссера Серебренникова и сценографа Николая Симонова сюжет не утратил ни черного юмора, ни мрачной, в духе Эдгара По поэзии, но приобрел черты исповедальности. О том, что творчество тяжкий крест, о нравственной ответственности художника писать как-то неловко, но спектакль вышел именно об этом. В образе писателя по имени Катуриан Катуриан отчетливо проступили черты самого Мартина Макдонаха. И хотя «Подушка» единственная пьеса драматурга, действие которой происходит не в Ирландии, а в небольшом государстве Восточной Европы, все же одержимый творчеством, но еще не познавший славы Катуриан, как его играет Анатолий Белый, явное alter ego самого драматурга, долгое время писавшего в стол. На артиста, изображающего ученого или художника, смотреть чаще всего стыдно. Он говорит: «Я писатель», а ты ясно видишь, что он не в силах свести двух строк. Понаблюдав пару минут Катуриана в исполнении Белого, приходишь к выводу, что он не просто писатель, а писатель очень одаренный и, пардон, высокодуховный. Вот поэтому он, законопослушный сын тоталитарного отечества, забывает страх от мысли, что в соседней комнате следователь избивает его слабоумного брата. А потом корчится от ужаса, поняв, что брат действительно убивал детей, используя сюжеты его рассказов как руководство к действию. В пьесе писатель берет всю вину брата на себя, взяв со следователей слово, что, казнив его, они сохранят его рассказы. В спектакле он принимает вину как возмездие и неожиданно признается, что много лет назад задушил подушкой отца и мать, истязавших его брата Неблагодарное это дело раскрывать заранее криминальный сюжет. Но спектакль так лихо поставлен и виртуозно сыгран, что от него нельзя оторваться, даже если знаешь содержание. Любой звук на небольшой сцене, превращенной в выложенный кафелем застенок, зловеще усиливается. Приглядевшись, замечаешь справа и слева от сцены двух музыкантов (Василий и Анжелика Немирович-Данченко), извлекающих глухие стоны из латунных горшков, фортепианных клавиш и даже из детского волчка. Звуки усиливаются, Катуриан дергается, как от тока, а старомодно одетые музыканты вдруг оказываются его Ма и Па, теми, кто когда-то наполнял дом невыносимыми звуками детских криков. Изнурительную игру, необходимую, чтобы сбить заключенного с толку и парализовать его волю, «добрый» следователь Тупольски (Сергей Сосновский), «злой» Ариэл (Юрий Чурсин) и сам подследственный разыгрывают как остроумные цирковые номера. Отвратительная сцена избиения Ариэл мстит Катуриану за свое искалеченное детство в исполнении Юрия Чурсина превращается в виртуозный танец. Даже девочка-Христос (Лиза Арзамасова) персонаж самой страшной истории писателя сыграна смешно и точно. Сперва, глядя на то, как «добренькие» Ма и Па мажут ее красной краской и ставят к кресту, думаешь, что режиссер нарушает какую-то грань и этическую, и эстетическую. Но тут девочка мгновенно отстраняется от образа жертвы, подавая авторскую реплику, и эстетика приходит в согласие с этикой. «Зло, конечно, увлекательнее добра,- словно предупреждает режиссер зрителей,- но не будем заигрываться». Зло в его спектакле подчеркнуто условно, а страдания Катуриана и его одержимость сочинительством осязаемы и реалистичны. Поэтому зритель вздрагивает, когда после сцены расстрела Тупольски метит Катуриану в голову, и на кафельной стене появляется кровавая жижа тот вдруг спокойно встает. Стаскивает с головы мешок и рассказывает зрителям, что за последние десять секунд успел придумать еще один рассказ финал собственной жизни. Уже убитый, он управляет следователями, привычно преобразовывая кошмарную реальность в художественный вымысел. И вдруг понимаешь, что только благодаря таким, как он, с этой реальностью еще можно мириться. Пресса Московский Художественный театр имени А. П. Чехова привёз в Красноярск сразу два спектакля, видеосюжет ГТРК «Красноярск», 20.11.2024 Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023 «Личность актера не должна бежать впереди образов»: Юрий Чурсин о карьере и профессии, Александр Фолин, КиноРепортер, 25.01.2023 Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 Юрий Чурсин: «Не держу в памяти свои победы или поражения», Анна Антонова, Ok!, 8.04.2022 МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 «И мы теперь враги два бывших побратима
», Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022 МХТ имени Чехова представит свою версию пьесы «Сирано де Бержерак», BFM.ru, 20.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 «Сирано де Бержерак». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 19.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 На злобу дня: как дуэлянта Сирано сделали героем в МХТ, РИА «Новости», 19.03.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию пьесы «Сирано де Бержерак», ТАСС, 19.03.2022 Юрий Чурсин: «У Табакова всегда был в кармане пакет соблазнов», Зоя Игумнова, Известия, 22.02.2022 Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет телеканала «Культура», 25.02.2021 Рената Литвинова представит новый спектакль в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.02.2021 Рената Литвинова рассказала о спектакле «Звезда вашего периода», видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 24.02.2021 Премьера спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» пройдет в МХТ им. Чехова, ТАСС, 24.02.2021 Рената Литвинова представляет свой новый авторский спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет Первого канала, 23.02.2021 Юрий Чурсин сыграет в авторском спектакле Ренаты Литвиновой, Елена Алдашева, Театр, 15.01.2021 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Юрий Чурсин: «Мой Атос оставляет больше вопросов, чем ответов», Анна Позина, Известия, 13.11.2013 Фоторепортаж «Московский Художественный театр имени Чехова открыл новый сезон», Московский комсомолец, 3.09.2013 Актёр Юрий Чурсин: «Не хочу усугублять фобии зрителя», Ирина Стропова, обозреватель «Добрый вечер», 9.08.2013 Юрий Чурсин: Красота ориентир, от которого я строю все остальное, Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006 |