Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГСветлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 Главный режиссер РАМТа Егор Перегудов поставил в МХТ им. Чехова героическую комедию «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, написанную в 1897 году. Роль бесстрашного поэта, гвардейца и дуэлянта сыграл Юрий Чурсин, а его даму сердца Роксану Николавну Паулина Андреева. После премьерного показа Федор Бондарчук эффектно преподнес «миллион алых роз», но не своей супруге, как можно было ожидать, а ее партнерам по сцене — артистам Золотовицкому и Котрелеву.Реальный Сирано, если таковой действительно существовал, родился в Париже в 1619 году и прожил всего 36 лет. Предвидя собственную смерть, написал эпитафию: «Он был поэтом, но поэм не создал!../ Но жизнь свою зато он прожил, как поэт!». На сцене МХТ Сирано играл божественного дара артист Виктор Гвоздицкий в последнем спектакле Олега Ефремова, завершал который уже Николай Скорик. Егор Перегудов доверил эту роль Юрию Чурсину, обладающему раритетной в наше время мужской энергетикой. Влюбленный и носатый поэт, слывущий уродом, сочиняет даме сердца послания от имени смазливого юнца, не способного и двух слов сказать красиво. Любовь непредсказуема прекрасная Роксана влюблена в посредственность. Но Егор Перегудов пошел дальше и поставил героический по сути спектакль о том, что поэзии всегда есть место в этом мире. Вопреки традиции Юрий Чурсин остался без носа. Никаких накладок и сложного грима, и без того понятно, что его нос входит в дверь раньше хозяина. Есть в этом что-то гоголевское. В спектакле вообще много привнесенного из разных эпох и литературных источников. Главный художник «Стасика» и Московской оперетты Владимир Арефьев, приглашенный в качестве сценографа, выстроил гигантскую мрачную стену, уходящую вглубь сценической коробки. На ней наслоения разных эпох, обрывки афиш, портрет Роксаны. Конструкция устрашающая как разделительная черта, за которой две разные жизни. Ассоциации возникают неожиданные: от Берлинской стены до постройки ГУЛАГа. И если первый акт веселый и поющий, при этом наводящий скуку, то второй мощнее и масштабнее. Он о достоинстве поэта в этом мире, о том, кто не способен на сделку с совестью, не встанет на колени перед властью. Он пройдет все главные этапы мировой истории, вплоть до Первой мировой, 1941-го и ГУЛАГ. На Сирано – стилизованный ватник, который легко принять и за доспехи. А Роксана Паулины Андреевой на красном мотороллере вызывающе появится на передовой со съестными припасами, чтобы поддержать бойцов. Она тут единственная, неповторимая и желанная женщина. «Зовут Мадлен, по прозвищу Роксана», а иногда Роксана Николавна. Как тут не вспомнить «Белое солнце пустыни» и письма красноармейца Федора Сухова, написанные в гражданскую войну своей любимой, ставшие частью фольклора: «А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул». Но перед нами не простая поволжская женщина, а богиня. Пусть и в простом сельском платье в цветочек, но все равно гламурная и фатальная. Паулина Андреева многократно меняет туалеты, появляется то в белом фехтовальном костюме, то в фате, в пижаме и вечернем платье, предстает голливудской дивой. А опытный зритель угадывает отголоски образов актрис «золотой поры» Голливуда вплоть до Мэрилин Монро. Открытые ноги актрисы привлекают внимание больше, чем все происходящее вокруг. Неопытности и трепета здесь ноль. Роксана – искушенная любовница и роковая красавица. По необъяснимой причине она вздыхает по простенькому Кристиану, пока по ней совсем не платонически страдает мужественный кузен. Слагая от имени Кристиана стихи, опекая счастливого избранника от неудобств войны, Сирано способен подняться выше ревности. Престарелый граф де Гиш – аморфный и вялый в исполнении Игоря Золотовицкого в этом четырехугольнике в расчет не принимается. Куда ему до такой богини. Кристиан Кузьмы Котрелева достойное жалости создание. Угораздило же его стать объектом любви сильной и решительной женщины. Но все меняется в один момент, когда его краткая жизнь прочитывается сквозь раннюю смерть. Трагичности придает появление погибшего Кристиана, произносящего строки Евтушенко: «Мне снится старый друг, который стал врагом, но снится не врагом, а тем же самым другом. Со мною нет его, но он теперь кругом, и голова идёт от сновидений кругом». Тут каждый считывает свое, но посыл понятен. В спектакле участвуют студенты из Школы-студии МХАТ. Именно они превращают спектакль в рок-оперу, исполняют музыку и стихи собственного сочинения, привносят не всегда уместную отсебятину. Один из них – Николай Романов – играет Д`Артаньян, точнее Михаила Боярского в облике незабвенного героя «Трех мушкетеров» в соответствующей экипировке. Угадываются портретное сходство и манеры, и все это так странно, смешно и создает ощущение балагана. Но Егору Перегудову важна была эта «молодость на марше», ее шум и ярость, все то, что свойственно людям в краткий миг их юности, когда до предела обострены чувства и восприятие жизни. Предваряя премьеру, он называл имена Бориса Рыжего и Александра Башлачева, на их сверхэнергию опирался. Но не они, а Виктор Цой угадывается и не в студентах, а в Сирано. Именно ярость и актерский темперамент Юрия Чурсина достигает заданной цели, давая спектаклю витальность. Оригинал статьи Пресса Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023 «Личность актера не должна бежать впереди образов»: Юрий Чурсин о карьере и профессии, Александр Фолин, КиноРепортер, 25.01.2023 Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 Юрий Чурсин: «Не держу в памяти свои победы или поражения», Анна Антонова, Ok!, 8.04.2022 МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 «И мы теперь враги два бывших побратима
», Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022 МХТ имени Чехова представит свою версию пьесы «Сирано де Бержерак», BFM.ru, 20.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 «Сирано де Бержерак». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 19.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 На злобу дня: как дуэлянта Сирано сделали героем в МХТ, РИА «Новости», 19.03.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию пьесы «Сирано де Бержерак», ТАСС, 19.03.2022 Юрий Чурсин: «У Табакова всегда был в кармане пакет соблазнов», Зоя Игумнова, Известия, 22.02.2022 Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет телеканала «Культура», 25.02.2021 Рената Литвинова представит новый спектакль в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.02.2021 Рената Литвинова рассказала о спектакле «Звезда вашего периода», видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 24.02.2021 Премьера спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» пройдет в МХТ им. Чехова, ТАСС, 24.02.2021 Рената Литвинова представляет свой новый авторский спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет Первого канала, 23.02.2021 Юрий Чурсин сыграет в авторском спектакле Ренаты Литвиновой, Елена Алдашева, Театр, 15.01.2021 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Юрий Чурсин: «Мой Атос оставляет больше вопросов, чем ответов», Анна Позина, Известия, 13.11.2013 Фоторепортаж «Московский Художественный театр имени Чехова открыл новый сезон», Московский комсомолец, 3.09.2013 Актёр Юрий Чурсин: «Не хочу усугублять фобии зрителя», Ирина Стропова, обозреватель «Добрый вечер», 9.08.2013 Юрий Чурсин: Красота ориентир, от которого я строю все остальное, Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006 |