Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Шекспир на Пенсильванщине

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Имя драматурга Кена Людвига (по первой профессии юриста, выпускника Гарварда) впервые прозвучало у нас в прошлом сезоне, когда актер и режиссер Евгений Писарев поставил в Театре им. Пушкина его комедию «Одолжите тенора».

Судя по «Тенору» и «Примадоннам», преуспевающий в драматургии юрист придумал себе удачное лекало — комедия положений, на которую пала тень высокого искусства (будь то опера или Шекспир). Слегка преобразив, облагородив и усложнив сей незамысловатый, но популярный жанр. «Луна над Буффало», «Шекспир в Голливуде», «Будь моим ребенком» и другие пьесы драматурга расходятся по миру как горячие пирожки. Их перевели на 16 языков и поставили в 25 странах, в том числе на Бродвее и в лондонском Вест-Энде.

От общекомедийного московского вала писаревский «Тенор» выгодно отличался ставкой на честное ремесло. Согласитесь, чтобы сносно спеть арию Россини или синхронно исполнить трюки, когда партнеров разделяет перегородка, «медийными» лицами или дешевыми кунштюками не обойдешься.

Олег Табаков, совершенно не комплексуя по поводу того, что окажется вторым, а не первым в очереди за успехом (лишь бы достался!), пригласил Евгения Писарева поставить того же Кена Людвига в МХТ. Веселый коммерческий «верняк» стал запоздалой увертюрой нынешнего театрального сезона МХТ и честным кормильцем «театрального-зрелищного предприятия» (Олег Павлович настаивает именно на таком определении театра). «Примадонн» обкатывали в провинции около двух месяцев, прежде чем ими открыли отреставрированную сцену МХТ в самый канун Нового года.

Вначале был Шекспир. Именно нарезкой из Шекспира пытаются покорить сердца абсолютно девственных по части театра пенсильванцев два актера-неудачника. Но их звездный час настает, когда им в руки попадает газета с объявлением о том, что столетняя старушка-миллионерша разыскивает незнакомых племянников, которые, как выяснилось в последний момент, оказались племянницами. Реальная угроза голода, вдохновляющий пример шекспировского «Глобуса», где женщин играли мужчины, а также пара диковатых женских костюмов в запасе делают свое дело — и вот в который раз мужчины переодеваются на сцене в женщин. Ну а дальше вей себе сюжетную веревочку неразберих и комических положений. 

Сменить пол в спектакле пришлось сразу троим — Михаилу Трухину, Дмитрию Дюжеву и Юрию Чурсину. Первым двум еще долго придется, скажем так, бороться с собственным сериальным имиджем, и женские роли оказались очень кстати. Трухин уморительно смешон в роли воспрявшей бабки-миллионерши, шкандыбающей на шпильках с помощью костылей. Дюжев, как и его герой, честно сражается с женским образом, который трещит на нем, как балетная пачка на баскетболистке, что тоже создает своеобразный комический эффект. А вот Чурсин, разрази меня гром, по-настоящему женственен. И дело тут даже не в гриме (гример Галина Устименко уже получила «Чайку» за эту работу), а в том особом актерском шарме, который был заметен даже в его первой бессловесной роли в тягучем вахтанговском спектакле «Ночь игуаны». Шарме, который не зависит от того, в мужчину или женщину обратит тебя изменчивая актерская судьба.
Пресса
Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021
Юрий Чурсин снова сыграет в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 22.08.2020
Актёр Юрий Чурсин: «Не хочу усугублять фобии зрителя», Ирина Стропова, обозреватель «Добрый вечер», 9.08.2013
Юрий Чурсин: Красота — ориентир, от которого я строю все остальное, Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Неожиданная «Жертва», Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004