Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком»

Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022
Егор Перегудов поставил в МХТ им. Чехова знаменитую пьесу Эдмона Ростана. К «Сирано де Бержераку» сегодня спешно обращаются режиссеры. Только в Москве одновременно премьеры двух «Сирано»: в театре «Около дома Станиславского» выпустили свою версию. На сцену же в Камергерском жизнь и любовь поэта-правдолюбца, несовместимого с веком, вернулась впервые со времен Олега Ефремова.
Новый спектакль Художественного театра впитывает не только свою сценическую историю – (незаконченная) постановка Ефремова рубежа веков также фиксировала слом времен. Режиссерская интерпретация аккуратно уложена в устойчивую традицию толкования французского «хита» на русской сцене, где «Сирано де Бержерак» – история гонимого гения, Егор Перегудов впрямую ставит «смелого гасконца» в контекст ХХ века. Особенно значимой становится финальная гибель блестящего гвардейца от рук «случайных» недоброжелателей. В спектакле в ней ясно виднеются следы катка советских репрессий 30-х годов. И поименным зарифмованным списком зачитываются со сцены имена с обстоятельствами смерти: Хармс, Бабель, Мейерхольд, Михоэлс…
Путешествий во времени тут немало: арраская битва XVII века перенесена во времена Первой мировой, а через 15 лет после гибели Кристиана (Кузьма Котрелев), красивого, но недалекого, хоть и совестливого, жениха Роксаны (Паулина Андреева), за которого пишет гениальные письма любви Сирано (Юрий Чурсин), тяготящийся собственным уродством, герои встречаются и наконец объясняются отнюдь не в парижском монастыре, а в лагерном поселении, где овдовевшая Роксана Николавна, еще недавно обласканная славой красавица певица – и в городском кабаре, и на фронте покоряющая сердца, – в мужицкой рубахе с чужого плеча собирает алюминиевые плошки.
Юрий Чурсин – единственный, кто держит вектор среди этой круговерти. Его Сирано – над временем. Он и рыцарь, и дель-артовский паяц, когда одурачивает графа де Гиша (Игорь Золотовицкий), – и современный неформал, нервно закуривающий с уличными музыкантами после очередной эпатажной выходки. Вечный пересмешник, ум эпохи, с романтическим взглядом и орлиным профилем.
Паулина Андреева отлично поет, чего не скажешь о студентах Школы-студии МХАТ, которых режиссер выводит на сцену в роли ее обожателей. Они же – музыкальный ансамбль (аранжировки ими как раз сделаны озорно и с юмором), поющий гвардейский полк, мушкетеры, кавалеры, стражи, etc. А вот их искренность и непосредственность можно было бы актрисе и позаимствовать. Самолюбование на сцене изрядно мешает кинозвезде наполнять изысканные поэтические строчки подлинным чувством, так что зрителям порой остается довольствоваться красивыми мизансценами с участием ее холодной Роксаны. Их, впрочем, немало. Паулина Андреева и наравне с мужчинами фехтует, и крутит кульбиты, и едет на мотороллере в развевающемся платье, и седлает «берлинскую стену», символично выстроенную сценографом Владимиром Арефьевым сквозь все пространство сцены – тут случаются самые пронзительные любовные встречи. На своих плечах Сирано, как атлант, держит союз любви, который сам же, того не желая, создает, и прощаясь с жизнью, Сирано подходит сюда же, «растворяясь» в лучах света.
Трагически развернутые светомузыкальной пантомимой батальные сцены, маршевые запевы полка, идущего на битву, наконец, камерно и предельно доходчиво прочитанный с авансцены Евгений Евтушенко – «Мне снится старый друг,/ который стал врагом,/ но снится не врагом,/ а тем же самым другом…» – вносят в спектакль недвусмысленные лейтмотивы наших дней, но оперная условность, с которой выстраивается сценическая реальность в мхатовском «Сирано», избыточно манифестная, вдруг не откликается, оставаясь неодушевленной иллюстрацией.
Только что Малый драматический театр Петербурга Льва Додина на гастролях в Москве сыграл «Братьев Карамазовых» – спектакль 2020 года. Воздух зрительного зала буквально взрезала мучительная исповедь Мити Карамазова – Игоря Черневича с кандалами по рукам и ногам о (не)возможном побеге в Америку и его же исступленным исполнением «Оды к радости».
Бывает, что сила театра срабатывает с обратным эффектом.

Оригинал статьи
Пресса
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021
Юрий Чурсин снова сыграет в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 22.08.2020
Актёр Юрий Чурсин: «Не хочу усугублять фобии зрителя», Ирина Стропова, обозреватель «Добрый вечер», 9.08.2013
Юрий Чурсин: Красота — ориентир, от которого я строю все остальное, Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Неожиданная «Жертва», Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004